Рецепт k.o.f.e. "Как мы жили в музее"

Oct 10, 2016 10:22

Оригинал взят у kofe_family в Рецепт k.o.f.e. "Как мы жили в музее"

В нашем детстве бытовало выражение «уехал к бабушке в деревню». 20 лет назад проводить время в сельской местности было нормой. Пить по утрам парное молоко, пропадать с утра до вечера на речке, тырить соседские яблоки и «воевать» с пацанами из ближайшей деревни.
Время прошло, бабушки и дедушки все чаще живут в городе, да и сами деревни изменились. Срубы с низким входом, с печью в центре, колодцем во дворе и горластым петухом на изгороди - все это редкость. Безусловно, за последнее время появилось немало агро-экоусадеб, но от большинства из них отдает новоделом за версту.



Тем удивительней выглядит деревня Забродье, в которой ушедшая эпоха по-прежнему живет.

40 лет назад молодой художник Борис  и его супруга Валентина решили покинуть громкий Минск. Нашли уютное местечко в 70 км от столицы на берегу дерзкой и быстрой реки Нарочанки. Деревня Забродье в тот момент готовилась к вечному забвению. Народ или тихо умирал, или разъезжался «в города». Хаты пустели.


Но для творческой пары это было отличное место для уединения и творчества. Они облюбовали один из домов. Однако опустение по соседству наводило на мрачные мысли. Постепенно семья начала восстанавливать пустые дома, сохраняя по максимуму их столетний быт. Главным "реконструктором" семьи Цитовичей стал сын Даниил (кстати, талантливый белорусский художник-скульптор). Он начал восстановление еще во время учеьы в Германии, а позже навсегда переехал в Забродье. Новые хозяева вмешивались в постройки минимально - проводя только реконструкцию. А если необходимо было делать замену каких-то элементов - все делалось по технологиям прошлого. Например, многие крыши покрыты дранкой, которую, как и прежде, вываривают в масле, чтобы она не впитывала влагу.



Каждый дом назван по имени своего последнего хозяина. В комнатах висят их фотографии. Мы жили в доме Софьи. А вот дом, в котором весь быт сохранился на уровне 30-хх годов прошлого века - дом Юзуфа. Это действительно живой музей, который даже не пришлось особо наполнять экспонатами.


Неизгладимое впечатление на нас произвел ледник - старинный холодильник. Маленькая толстостенная изба без окон и с плотной дверцей, предназначенная для хранения мартовского льда. По словам стариков, лед хранился весну и лето до первых холодов. Минскому «Атланту» взять бы на заметку этот исторический факт.


А еще можно попариться в реальной 100-летней бане. Она очень большая и топить ее надо 10 часов.




А затем, с легким паром поваляться на сеновале у заросшего пруда - удивительно атмосферное место.




В 79-м году. спустя год после заселения в Забродье, на очередную годовщину Великой Победы, в гости к Борису и Валентине приехали друзья по культурному цеху - писатели, художники, артисты. На берегу сколотили стол и скамьи, пригласили местных ветеранов и отпраздновали большой праздник.


Берег Нарочанки тогда был лыс. У Василия Быкова и Алеся Адамовича возникла идея посадить именные деревья.  Так возник Памятный палисад Победы. С каждым годом деревьев добавлялось не только от известных людей, но и от обычных ветеранов, либо от тех, кто чтит память о подвиге нашей страны. Даже сейчас можно приехать и посадить деревце в честь своего дедушки или бабушки.


На 40-летие Победы заложили памятный камень. И каждые десять лет добавляется новый.  Пятый валун ждет своего часа на 80-тилетие.


С тех пор повелось, что каждый год, на 9 мая, приезжают в Забродье люди  - почтить память погибших в Великой Отечественной Войне. Однако история не той войны сделал это место особенным. Все-таки памятников ВОВ в нашей стране очень много. А вот про Первую Мировую Войну, особенно молодое поколение, не знает практически ничего.
Однажды Борис и Валентина, гуляя по лесу рядом с деревней , наткнулись на необычные холмики. Их форма и количество навели на мысль - кладбище. Начали уточнять у сельчан - в 1916 здесь был военный лазарет русской армии. В могилах похоронены воины, которые не перенесли ранения. Возникло решение  восстановить имена павших и облагородить место памяти. Так появился первый памятник погибшим в ту войну. На крестах написаны  имена опознанных солдат. Если не удалось установить личность,  на камне высекли просто строки молитвы.





С тех пор, за 40 лет, эта семья увековечила память о первой мировой войне 24 памятниками разной конструкции и величины. Вилейский район, где находится деревня, в 1916 был плацдармом для одного из самых страшных побоищ - Нарочанского наступления. По разным оценкам здесь погибло от 150 до 200 тысяч солдат российской и немецкой армий.


Сердцем этой исторической ассамблеи является Часовня Бориса и Глеба. Святые братья являются покровителями воинов, поэтому имя часовне досталось не просто так. Храм состоит из двух частей. В первой  - экспозиция-путеводитель по Первой Мировой войне.



Вторая - более традиционная для храма, но все равно несет на себе трагический военный отпечаток. Например, подсвечником, сооруженным из штыков и гильз.



Валентина Петровна может рассказывать часами о трагедии вековой давности . Каждый экспонат, будь то фотография, газетная вырезка или найденный артефакт, она дополняет фактами, статистикой и историями.  Про оружие, награды, подвиги отдельных солдат, сыновей полка или женский батальон, химические атаки и американского миллионера, создавшего колючую проволоку. Бессмысленно пересказывать ее повествование. Если вас действительно интересует та эпоха, лучше услышать все это вживую.
Сейчас строится очередной памятник столетней эпохе - поезд первой мировой. Рельсы, вагоны, ремонт и атрибутика  - все делается самостоятельно. Обратились к БЖД, но наши железнодороники не увидели в этом памятнике достойного направления для финансирования.





Еще немного типичных для Беларуси историй про финансирование. В нулевые, за деятельность семьи Цитовичей, она была награждена премией Президента за Возрождение национального достояния. Даже сам АГЛ приезжал в Забродье. Звучит круто, а на деле премии хватило лишь на фундамент и три кольца бревен. Деньги на продолжение строительства часовни нашли  лишь спустя несколько лет (но президент тут уже не причем).По итогу ее строили 10 лет.

Несколько раз художник обращался в Министерство культуры с просьбой помочь. Но там ответили - помогаем только официальным музеям, а вы к таковым не относитесь. Потому что не соответствуете требованиям, описанным в нашем документе… Как говорится, занавес…


Однако это их не останавливает. Еще одним замечательным музеем является  музей ретроавтомобилей. История его создания достойна фильма.


Борис Борисович в 90-е решил отправить сына Данилу учиться на скульптора и реставратора в Германию. Такое обучение стоило немало и художник продал диковинный по тем временам американский Бьюик из 30хх. Данила очень любил эту машину и пообещал отцу обязательно купить такую же. А когда заработал свои деньги и  начал искать ее, окунулся в мир ретромобилей. Сначала советских, потом зарубежных.




В итоге скопилась коллекция из 90-ста машин и мотоциклов. Более половины из них на ходу и регулярно реквизируется для съемок исторических фильмов. А для одного сериала Данила смстерил реплику британского самолета времен первой мировой. Он ездит, крутит пропеллером. Еще чуть-чуть и Данила бы точно его запустил в небо. Думаю fisher_y, как авиафан должен сюда приехать только ради этого экспоната)))


На восстановление всей техники банально не хватает времени и денег. Но Данила не забыл про мечту и верит, что обязательно найдет тот самый Бьюик и подарит его отцу.


В ближайшее время реставраторы думают открыть выставку ретро холодильников, а также систематизировать экспонаты эпохи Советского Союза.


Поэтому, если приедете в Забродье семьей, сможете не только послушать про историческое прошлое, но и детям своим рассказать о вашем детстве на примере предметов советского быта. Меня, например, аж дрожь прошибла, когда увидел автомат «Морской бой». Такой стоял в кинотеатрах и перед сеансом мальчишки чуть ли не дрались за право подбить вражеский линкор.


В общем Забродье - это действительно очень необычное место, включающее в себя душевность, историю и очень приятных людей. Мы теперь точно будем туда возить всех наших гостей.


А еще, беседуя с Борис Борисовичем и Валентиной Петровной, понимаешь, как любимое дело продлевает жизнь.  Нам кажется, неутомимой и чистой энергии этих людей хватит на создание еще немалого числа памятных ценностей.


P.S. Обязательно позавтракайте или отобедайте  за невероятно крутым садовым столом во дворе Софьиного дома. Даже если заселитесь в другой дом, или палатки, или вообще приедете без ночевки.


P.P.S. Вбивая Забродье в Навигатор, имейте в виду, что в Вилейском районе их 2. Вам нужно ехать на Вилейку, потом на Ошмяны (или Шалавичи). После км через 10 будет поворот налево по указателю «Забродье». А то мы мотанули круг в 50 км)))

музей открытого неба

Previous post Next post
Up