Оригинал взят у
sergeyurich в
Анекдот о русских "быдло-туристах" начала ХХ века (и не только) Не знаю, почему, но мне вспомнился один "бородатый" анекдот, настолько старый, что возможно, многие из вас его никогда и не слышали. И теперь хочу с ним с вами, мои уважаемые читатели, поделиться. А также и некоторыми своими размышлениями, если они вам будут интересны.
Я не могу сказать точно, когда именно появился на свет анекдот, который вы сможете прочитать ниже (под катом), возможно, именно в начале ХХ века, когда в европейских странах в моду вошла русская культура знаменитого Серебряного века, когда (по крайней мере до начала Первой мировой войны) представители русского искусства были более чем востребованны искушенной, к примеру, французской публикой, и когда на самом деле происходило то, что вполне можно назвать "культурным симбиозом" - взаимообогащающим сосуществованием русской и европейской культур в едином культурно-цивилизационном пространстве (я не искусствовед, поэтому употребляю здесь тот термин, который показался мне уместным в данном случае, а если профессионалы меня поправят, я буду только благодарен).
Думаю, здесь достаточно будет привести только один пример: "Дягилевские сезоны".
Портрет С. П. Дягилева, главного популяризатора русской культуры начала ХХ века
в европейских странах, работы Валентина Серова (1909 г.):
Балетная антреприза, огранизованная С. П. Дягилевым (хотя дело не ограничивалось одним лишь балетом, им были организованы и выставки русских художников, и многое другое) в странах Западной Европы, пользовалась огромной популярностью, в особенности в союзных с Россией странах - Франции и Великобритании.
Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали не только соратники Дягилева по "Миру искусства" Леон Бакст и Александр Бенуа, но и такие близкие по духу художники, как Пабло Пикассо, Андре Дерен, Анри Матисс и многие другие.
Эскиз костюма к балету "Жар-птица" Леона Бакста (1910 г.):
Эскиз костюма к балету Нижинского "Послеобеденный отдых фавна"
работы Леона Бакста (1912 г.):
Оформление декораций в парижской Гран-опера к "Соловью" И. Странинского
Александром Бенуа (1914 г.):
"Русский балет"
Картина немецкого художника-экспрессиониста Августа Маке (1912 г.):
В то время, когда Сергей Павлович Дягилев устраивал в Европе "Русские сезоны", в Российской империи было относительно благополучное время между революцией 1905-1907 годов и началом Первой мировой войны: темпы экономического роста страны достигли почти 10% в год, что, казалось бы, обещало России в будущем процветание и благоденствие на долгие времена. Правда, этого не случилось, но представители русской буржуазии никак не могли предвидеть той катастрофы, которая начнется в 1914 году и продолжится 1917 годом.
Поэтому многие из них занимались прожиганием жизни, нисколько не думая о том, что время их благоденствия скоро закончится.
Все было очень похоже на ситуацию в предреволюционной Франции конца XVIII века:
"Король Луи всегда гулял
В прекрасном парке Фонтенбло,
А что крестьянин голодал,
Монарха как-то не...
Особенно сильно волновало".
Впрочем, речь не о монархах, а о том, что в Европу поехали многие из тех, кто получив сверхдоходы, решили, что им все позволено
.
Именно об этом обещанный мною анекдот.
Я не помню, когда я его впервые услышал (или, может быть, где-то прочитал), поэтому привожу его в своей редакции.
Правда, в результате этого редактирования получился сатирический рассказ, судить который вам:
"Два купчины, уже побывавшие и в Ницце, и в Карлсбаде, где им показалось скучно, решили съездить в Париж.
И вот сидят они в самом фешенебельном парижском ресторане, уже изрядно откушав разных деликатесов и запив их самым дорогим шампанским и другими винами, полузгав устриц вроде семечек, снова заскучали.
- Что, скучаешь, Пафнутий Митрофаныч?
- Как же не заскучать, дорогой мой друг, Селифан Саввич, если у этих французов поганых никакого веселья нет? Водки не подают, не то что в нашем "Славянском базаре" или в нашем любимом "Яре" на Кузнецком мосту. Я этих лягушек с шипучкой уже видеть не могу, мне бы сейчас наших растягайчиков, да блинов с икрой, да водочки! Да и девки их воют неподобное, канкан какой-то непотребный! Одно слово - срамота!
- Да, Пафнутий Митрофаныч, прав ты, как всегда, прав. Мне бы сейчас тоже в "Яре" или в "Стрельне" много приятнее было бы посидеть, поглазеть на Вареньку Панину, помнишь, как я ей целую "катеньку" дал, когда она затянула по-цыгански: "К нам приехал, к нам приехал Селифан наш дорогой!"?
- Как не помнить, помню. Ты тогда еще у цыгана гитару отобрал и по всему "Яру" половых гонял за то, что у севрюги, которую нам подали, зубы были кривые.
- Ха-ха-ха!!! А давай и здесь тоже повеселимся?!
- Как?! Позавчера повеселились уже: официанта мордой в луковый суп окунали, а потом набили морду метрдотелю, пару зеркал разбили. Но что-то, все равно веселья не добавилось. И теперь в эту ресторацию нас не пускают...
- Эх, Селифан Савич, нет у тебя никакой фантазии! Вот видишь белый рояль?
- Ну, вижу.
- А на нём какой-то негр играет?
- Ну и что?
- Так давай залезем на этот рояль, штаны спустим и на его крышку насрём!
- Нет, Пафнутий Митрофаныч, хотя твоя идея и хорошая, этого делать я не стану.
- Почему же не станешь?
- Пойми, дорогой мой друг, мы в Париже, а эти азияты нас не поймут!"
Не кажется ли вам, что все, кто пишет про "русское быдло" за границей остались в своих представлениях в начале ХХ века, когда анекдоты о "странном" поведении русских нуворишей были очень популярны в российской либеральной прессе? И не нужно говорить о 1990 - х годах и приводить в пример соответствующие эпизоды из "Нашей Раши".
Может быть, я являюсь неким уникомом, но несмотря на то, что я посетил множество европейских стран, мне ни разу не пришлось столкнуться с неподающим поведением русских туристов, о котором более чем часто пишут очень многие блогеры из категории "поравалителей".
Зато часто приходилось видеть совершенно быдляческое поведение поляков, немцев, и в особенности, англичан.
Вот как-то так.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.