Несколько мыслей о поездке в Новосибирск

Oct 05, 2010 00:41


Недавно мы вернулись из Новосибирска.

К несчастью, приглашающая сторона не смогла в полной мере обеспечить те цены о которых мы договаривались заранее. Жаль, но не фатально, так как даже большая по нашим меркам наценка 60% оказалась ничтожной для Сибири.

Надо сказать, что Новосибирск произвел двоякое впечатление. Мы встретили огромное число открытых, начитанных, образованных людей и руины книжной торговли. Все магазины, которые я смог обежать за 4 часа утрома 22-го числа, кроме, пожалуй, магазина «Капитал», представляли из себя агонизирующие свалки книжной попсы.

Молодые и не очень люди, действительно любящие и читающие книги, напоминают скорее археологов в пустыне Сахара. Они обходят пустые барханы и находят на них редкие объекты, напоминающие о жизнедеятельности человека. Не стоит говорить, насколько ценны (дороги) эти редкие находки.

Я страшно переживал, что мои московские оценки были слишком эмоциональны и несправедливы. Вынужден признать, что в Москве я ошибался - новосибирская действительность оказалась куда более страшной, чем я предполагал.

Город с огромным интеллектуальным потенциалом, с большим количеством прекрасных ученых (за 1,5 часа работы я встретил пять человек, с работами которых я был знаком или встречал их на конференциях), живой, думающей молодежью, поставлен в «уникальную» ситуацию. Ситуацию, когда открытие магазинов сетевых монстров Эксмо и Аста воспринимается как глоток свободы и редкий луч просвещения. Приведу очевидный пример: 40% автомобилей в Новосибирске с правым рулем, книга Василия Авченко «Правый руль» продается только в «Капитале» и «Букве». «Букв» в Новосибирске немного, «Капитал» один, это несетевой магазин.

Менеджер большого магазина «Капитал» рассказывает о сложной ситуации: на книги, которые они покупают сами, накручивают не более 70%, а на книги, поступающие от ТОПки (уже по страшным ценам), они наценивают еще меньше, старая «иностранка», которая стоит в «Фаланстере» 35 рублей, у них стоит 188! Это даже не 200%! Ильдар Яркимбаев из кожи вон лезет, у него неплохо представлена философия, культурология, есть специальные полки номинантов «Большой книги», «Букера», «Крещеные крестами» Кочергина, получившего «Нацбест», можно купить только у него. Особенно стоит отметить букинистический отдел, где виден подбор книг. Консультанты легко находят книги и могут ответить на самые разные вопросы, видно, что они занимаются книгами не только по долгу службы. Мне не совсем понравилось, как расставлены книги, но я и не специалист, не могу быть экспертом в данном случае (речь идет о тысячеметровом магазине). Однако книги по истории стоят в истории и их много, они представлены не 2-3 издательствами. Книги большей частью стоят по сериям, но не так, как в других магазинах, где книги Юнга и Ле Гоффа из АСТовской серии Philosophy стоят в философии, а уфакториевская Фрейденберг - в истории. Виден человеческий подход к книге.

В других же местах пошли по иному пути: качество заменяется количеством. В одном магазине одной распиаренной сети, кичащийся своей исключительностью, я насчитал 7 аналогичных книг Чехова двух издательств в разных обложках, и самое забавное, что 3 из них принадлежали одному издательству, имели один ISBN, но разные цены (так не трудно добиться огромного количества). О ценах говорить вообще неудобно: на некоторые позиции и 200% наценкой не пахнет, и речь идет не об эксклюзиве (книг небольших издательств там практически нет). К примеру, «Гений места» Петра Вайля, книга издательства АСТ, стоит 800 рублей!

Мне не удалось как следует пообщаться с навосибирцами, но я понял, что это не абстрактные «антиподы», а нормальные люди, жаждущие знаний и любящие читать. Волонтеры, помогавшие нам расставлять и продавать книги, набрали себе по 15-20 книг в первый же день, и было видно, что их покупки даже по себестоимости серьезно бьют по их бюджету. Люди выбирали книги, а не хватали абы что. Цена 1000 рублей за 5 книг казалась им сказочной. Мне было предельно неудобно продавать людям книги дороже чем в Москве. Я четко понял из общения с горожанами, что они заслуживают большего, и мы, книготорговцы не можем, права не имеем ограничивать людей в книгах. И мне приходится говорить то, чего от меня обычно не услышишь: пускай это будет хоть АСТ, хоть Эксмо, кто угодно, но так продолжаться больше не может. Нельзя так поступать с согражданами. И дело не в грабительских наценках, а в простом уважении и ответственности. Если мы не даем людям возможности приобретать книги, мы унижаем их. Можно привезти с десяток лимоновых, сорокиных и пелевиных, но если люди не смогут прочесть Руссо (об Арендт я и не говорю), любые заезжие гости будут только клоунами, прикрывающими интеллектуальным антуражем жажду наживы.

Не хочу продолжать сентябрьскую полемику, я готов согласиться, что оправдывающиеся экономикой книготорговцы всего лишь пытаются выжить, но правилен ли их путь? И нет ли других путей? Например, делать «умные» книги доступными и массовыми, а не массовые книги недоступными.
Previous post Next post
Up