Забудьте фразу "В топ!"!

Nov 04, 2009 14:54

Топ блогов «Яндекса» приказал долго жить. Значение этого события нельзя недооценивать. Не так давно в журнале «Искусство кино» Евгения Майзеля была большая статья, где такому явлению как «подъем в топ» было уделено много места. Постараюсь объяснить популярно, для тех кто не в теме, и в теме, что из этого всего вытекает.



Топ-30 «Яндекса» - это рейтинг записей в ЖЖ, который индексируется по таким показателям как ссылки на пост, комментарии, просмотры записи. Если посмотреть на него, то вроде он соответствует попсовым вкусам публики: статьи про Пугачеву, Абрамовича, интимные приключения и т.п.Но всегда, среди этих 30-ти записей присутствовало 2-3, которые касались социальных проблем общества. Это могли быть записи, рассказывающие блогерам о злоупотреблениях «Газпрома» (Навальный), некрасивым подробностях отношения милиции к своим гражданам, свидетельства очевидцев злоупотреблений на выборах, бездействии чиновников и многое другое. В отсутствие нормальной прессы, ЖЖ выполнял роль СМИ в России, а Топ «Яндекса» был его оглавлением и списком горячих тем.

Для ЖЖ «Фаланстера» ТОП «Яндекса» всегда был связан с важными моментами существования реального магазина. На первое место ТОПа мы попадали когда на нашего руководителя пытались завести уголовное дело в распространении порнографии, усмотренной в содержании книг. Благодаря этому новость разошлась уже дальше по всем СМИ, что способствовало спуску дела на тормозах. Представляете, а иначе наш сотрудник мог в тюрьме оказаться! Ведь даже следовательница, которой дело было поручено, была убеждена, что «нормальный мужик должен хоть раз в тюрьме посидеть!».

Самым нашумевшим делом последнего месяца, связанным с попаданием в ТОП, стало привлечение внимания общественности к халатности персонала в доме престарелых в Ямме. Директор учреждения был уволен, а сообщения в СМИ сопровождались такими комментариями:

«Турчак (губернатор Псковской обл.) также поблагодарил активистов и заявил, что считает этот пример "важнейшим сигналом появления у нас эффективного гражданского общества".

Вроде всё нормально… Люди пишут, - сигнализируют о проблемах в обществе, а власть на это реагирует… Но не тут-то было… На днях, «Яндекс» сообщает о том, что ТОП просуществует лишь до декабря. После этого каждый сам может составлять для себя персональный рейтинг, настроив соответствующие параметры. Цинично, каким образом «Яндекс» комментирует своё решение:

«Мы увидели, что сервис, который изначально создавался как зеркало, отражение блогосферы, стал усилителем, медиа-инструментом. Сработал эффект положительной обратной связи: многие блоггеры стали писать, комментировать и ставить ссылки только для того, чтобы «вывести постинг в топ». …

Глава сервиса "Поиск по блогам" Антон Волнухин сообщил Ленте.ру, что в целом у сервиса 300-400 тысяч посетителей в день. Из них только пять тысяч видели развернутым топ популярных записей и только семь тысяч заходили на страницу рейтинга. Забавно, что самый крупный поисковик, скупив за несколько лет многие поисковики по блогам, и включив их в себя, добровольно отказывается от такого важного инструмента формирования общественного мнения. По всей видимости, дело было так: чиновники устали наблюдать в каждом ТОПе обращение к президенту, которое обрастало волной мнений. Проще этот канал волеизъявления прикрыть, чем пытаться контролировать. Контроль всё равно всегда присутствовал, так как необходимо было постоянное отсеивание рекламного и прочего «заказного» контентов, в накрутке рейтинга которого принимали участие боты. Общественно-значимая запись тоже не сразу, порой, появлялась в ТОПе, - она высвечивалась там только тогда, когда волна становились уже слишком большой, чтобы игнорировать её отсутствие.

Что будет дальше? По законам рынка образовавшуюся пустоту заполнят альтернативные «Яндексу» рейтинги, один из которых уже существует на сайте А. Лебедева. Такими популярными как «Яндекс», они, конечно, не станут, но, если это со временем и произойдет, то, возможно, их ждет та же участь. Возрастет контент ссылок на сторонние журналы. Если раньше ссылаться на горячую тему было необязательно, то теперь, чтобы понять о чем идет речь, нужно будет вводить всех в курс дела.

Власти теперь необязательно будет реагировать на блогерские сигналы с мест. Нет ТОПа - нет проблемы - не нужна и реакция на это. Раньше было 500 ссылок в журналах пользователей, число которых заставляло привлечь взгляд общественности к проблеме. Теперь будет на порядок меньшее количество ссылок, о которых можно сказать что это личное мнение определенного числа интернет-дневников, объединить которое по единому признаку будет невозможным.

Какие возможны выходы из данной ситуации? Прежде всего можно попытаться отстоять ТОП, переместив в крайнем случае его на нейтральную площадку. Проект утопический, да и невозможный в поле существующих рыночных отношений - всё же "Яндекс» независимое предприятие. Но вполне возможно добавить к записи-перепосту баннер, созданный по принципу счетчика ссылок. Например, после основной записи про какую-либо проблему будет такой квадратик-счетчик, на котором будет написано: «На эту запись 367 ссылок, из них за последние сутки - 290». Такой же баннер можно размещать под перепостами, чтобы каждый видел, как популярна данная тема. Ну и можно и нужно создавать и пиарить независимые ТОПы, созданные не по рейтингам «Сколько сказало о Пугачевой и Киркорове», а освещающие социально значимые темы ЖЖ, - можно их даже структурировать по этому принципу.

Функционеры «Яндекса» тем временем «постараются развить "Темы дня", чтобы сделать именно их главными новостями блогосферы». Можно уже сейчас понять, во что это выльется. Обратим внимание на темы последнего дня, которые там присутствуют:

Вот, например, тема «2010 год - год желтого металлического Тигра», образованная большим количеством спам-ботов.

Или такая тема как "В Колорадо мальчик улетел на воздушном шаре" , записей по которой за последние сутки сделано одна-две. Оно и понятно - новости больше недели.

А вот, например, темы про 4 ноября (Upd. Тема появилась за время написания текста), со всеми вышагивающими, в этом списке нет. Вполне согласуется с политикой поисковика, старающегося не замечать социально значимые темы, по которым за час делается записей больше, чем по всем остальным «темам дня», вместе взятым. Как газета «Известия» в общем. Или «Экспресс-газета».

С исчезновением значения Ваших мнений, уважаемые блогеры!
Previous post Next post
Up