70 лет со дня первого успешного пуска ФАУ-2

Oct 03, 2012 12:30

Памятная дата в истории ракетостроения и космонавтики



3 октября 1942 состоялся первый успешный запуск (по общему счёту - четвёртый) германской баллистической ракеты ФАУ-2 (собственное обозначение - А-4, название "ФАУ" (произношение немецкой буквы "V" - сокращение от пропагандистсткого названия ракет "Vergeltungswaffe" - «Оружие возмездия», а не от "ВундерВафли" как некоторые думают). Ракета достигла высоты 90 километров, дальность полёта составила 192 километра. Все системы отработали нормально, что для столь сложного устройства вообще-то редкость. Следует заметить, что в дальнейшем именно немецкие ракетчики впервые столкнулись с проблемой комплексной надёжности систем состоящих из сотен и тысяч вполне надёжных агрегатов, приборов и механизмов; которые, однако, своими редкими и непредсказуемыми отказами ставили под сомнение успешность всей системы.

От ракеты ФАУ-2 есть пошла космонавтика и ракетостроение всего мира, а от борьбы за работоспособность её систем - теория надёжности.

По случаю удачного запуска на полигоне Пенемюнде, откуда был произведён успешный пуск, неподалёку от
стартовой позиции был водружен большой валун с надписью: «3 октября 1942 года этот камень упал с моего сердца. Вернер фон Браун».

В дальнейшем ракета ФАУ-2 использовалась для обстрела городов Англии и Бельгии (всего около 4000 пусков). Памятный валун до настоящего времени не сохранился - неблагодарные анонимусы из числа работавших на производстве ракет военнопленных, не расстрелянные по недосмотру охраны при отступлении немецких войск, разнесли его после освобождения на мелкие кусочки, но благодарное человечество помнит!

Конструктор ракеты штурмбанфюрер СС, кавалер рыцарского креста рейха, истинный ариец, красавец мужчина и просто хороший человек Вернер фон Браун после войны стал основным творцом ракетной и космической программы США. И пусть ему не удалось осуществить одну из своих мечт - создать ракету способную нанести удар по Нью-Йорку, зато ему удалось создать ракету отправившую человека на Луну.

Ракета "Сатурн-5" до настоящего времени остаётся самым мощным ракето-носителем поднимавшим в космос человека, дальние межпланетные станции, орбитальную станцию "Скайлэб", а двигатель первой ступени F-1... О! Это такой двигатель!

Современные боевые ракеты несущие ныне службу на защите капиталистического отечества в ВВС и ВМС США - "Минитмены", "Трайденты" и прочие МХ также вполне можно отнести к наследию фон Брауна, потому что либо их предшественники, либо сами эти ракеты разрабатывались самим Брауном или его учениками.

Следует заметить, что и первая советская баллистическая ракета Р-1 являлась почти точной копией ракеты ФАУ-2, созданной при активном участии немецких специалистов, доставшихся СССР после того как американцы вывезли к себе фон Брауна сотоварищи (см. "Операция =Скрепка="). Так что и в становлении советского ракетно-ядерного щита есть заслуга сумрачного тевтонского гения...

Отличие использования немецких учёных в США и СССР состоит во-первых, в том, что Советскому Союзу достались учёные значительно менее значимые, а во-вторых, в том, что они использовались для обучения собственных кадров, а не для разработки новой техники. Американцы же, вплоть до 70-х годов ХХ века вынуждены были полагаться на немецких конструкторов, технологов и испытателей, составлявших элиту американской аэрокосмической отрасли.

Интересные книги о фон Брауне:


"Вернер фон Браун. Человек, который продал Луну" | Деннис Пишкевич


"Вернер фон Браун" | Jesse Russell

хочу всё знать, история, наука и техника

Previous post Next post
Up