В сегодняшнем (14.10.2024 г.) номере "Коммерсанта" статья Н.Скорлыгиной "
Тариф не терпит пустоты", посвящённая предложениям РЖД о повышении тарифа на порожний пробег полувагона с целью стимулировать загрузку порожнего пробега контейнерами.
В статье есть мой небольшой комментарий":
"Эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов отмечает, что в результате роста количества задействованных под вывоз контейнеров полувагонов существенно снизился коэффициент их порожнего пробега.
В 2018-2021 годах показатель был 42%, в 2023 году - 40,5%, а за восемь месяцев 2024 года - 38,6%. Но дальнейшее наращивание погрузки контейнеров в порожние полувагоны, судя по всему, будет нерациональным, говорит эксперт. По его оценкам, более 80% оставшихся порожних полувагонов с Дальнего Востока не следуют попутно грузопотоку контейнеров, а используются для обслуживания регионов восточнее Западной Сибири для вывоза угля для нужд ЖКХ. Их загрузка контейнерами невозможна в силу отсутствия там потребности в таком потоке контейнеров, отмечает господин Хусаинов. К тому же объем импортных контейнеров, которые могут быть погружены в полувагоны, на порядок меньше образования порожних полувагонов в портах Дальнего Востока. Последних в сутки, по его словам, в среднем образуется 7,5 тыс. штук, из которых около 900 вагонов (12%) грузится контейнерами, а остальные возвращаются порожними под уголь на ближайшие дороги или на Кузбасс либо направляются в центральную Россию. По оценкам компаний, работающих на Дальнем Востоке, говорит Фарид Хусаинов, примерно 85% полувагонов с Дальнего Востока вне зависимости от принятых решений все равно будет отправляться в порожнем состоянии, но уже по «стимулирующему» повышенному тарифу. Для них предлагаемое решение просто увеличит тарифную нагрузку на экономику грузоотправителей, заключает он."