По сложившейся многолетней
традиции, публикую здесь данные о помесячной динамике погрузки важнейших грузов по сети РЖД* по итогам первого квартала 2024 г.
Общая погрузка грузов за 3 месяца 2024 г. составила 295,9 млн. тонн, что на 3,1 % (или на 9,5 млн. тонн) ниже уровня аналогичного периода прошлого года (АППГ). Если считать снижение не по абсолютным значениям в тоннах а по среднесуточным (т.к. в феврале 2024 г. на 1 день больше, чем в феврале 2023 г.), то снижение погрузки составило (-4,2%).
По некоторым из грузов погрузка выросла. Так, за 3 месяца 2024 г. к аналогичному периоду 2023 года погрузка химических и минеральных удобрений увеличилась на 12,1% (или на 1,8 млн.тонн), в среднесуточном исчислении рост составил (+10,9%), погрузка зерна выросла на 8,3% (или на 0,6 млн.тонн), в среднесуточном исчислении рост составил (+7,1%), погрузка по номенклатурной группе "грузы в контейнерах" выросла на 7,7% (на 0,9 млн.тонн), в среднесуточном исчислении рост составил (+6,5%).
Но по большинству из важнейших грузов зафиксировано снижение погрузки.
Так, погрузка каменного угля снизилась за 3 месяца 2024 г. в абсолютном исчислении на 5,5% (или на 5,0 млн. тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на (-6,5%). Погрузка нефти и нефтепродуктов - на 1,7% (или на 0,9 млн.тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на (-2,7%). Погрузка руды железной и марганцевой - снизилась на 5,7% (или на 1,6 млн.тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на (-6,8%). Погрузка строительных грузов снизилась на 17,3% (или на 5,4 млн. тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на (-18,2%).
Погрузка на экспорт снизилась на 6,2% (в среднесуточном исчислении снижение составило (-7,2%). Экспорт угля при этом снизился на 11,7% (в среднесуточном исчислении - на 12,7%), экспорт нефти и нефтепродуктов снизился на 10,7% (в среднесуточном исчислении - на 11,7%), экспорт руды железной и марганцевой снизился на 5,6,3 % (в среднесуточном исчислении - на 6,7%), экспорт чёрных металлов сократился на 6,8% (в среднесуточном исчислении - на 7,8%), экспорт лесных грузов снизился на 9,6% (в среднесуточном исчислении - на 10,5%). При этом, экспорт зерна вырос на 11,4% (в среднесуточном исчислении - на 101%).
Ниже, на рис. 1 приведена помесячная динамика общей погрузки за 3 месяца 2024 г. на фоне двух предыдущих лет (в абсолютном исчислении). На рис.2 приведены аналогичные данные, но в среднесуточном исчислении (по погрузке в целом). (Среднесуточное исчисление здесь необходимо, т.к. в 2024 г. на 1 день больше, чем в 2023 и без учёта процентов в среднесуточном исчислении, темпы роста или сннижения объёмных показателей будут давать некорректную/обманчивую картину).
На рис 3 - 11 данные по отдельным группам грузов с указанием процента к уровню прошлого года.
В сумме на перечисленные ниже 11 групп груза приходится примерно 85% всей погрузки по сети РЖД*.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Прим.* Напомню, что ни Росстат, ни отчёты РЖД не учитывают в погрузке те тонны, которые погружены за пределами сети РЖД (в т.ч. не учитывают погрузку по ФГУП Крымская железная дорога и иным инфраструктурам, не входямим в ОАО "РЖД")
P.S. В дополнение к графикам выше, добавлю ещё одну диаграмму (рис.12), которая показывает структуру погрузки грузов по важнейшим группам. К перечисленным выше 11 группам добавлены ещё две - промсырьё и грузы в контейнерах.
Рис.12