По сложившейся многолетней
традиции, публикую здесь данные о помесячной динамике погрузки важнейших грузов по сети РЖД* по итогам первого полугодия 2023 г.
Общая погрузка грузов за 6 месяцев 2023 г. составила 619,1 млн. тонн (см.
пресс-релиз ОАО "РЖД"), что на 0,7 % (или на почти 4,3 млн. тонн) выше уровня аналогичного периода прошлого года (АППГ).
По некоторым из важнейших грузов погрузка выросла. Так, за 6 месяцев 2023 г. к аналогичному периоду предыдущего года погрузка каменного угля увеличилась на 1,6% (или на 2,9 млн. тонн),химических и минеральных удобрений - на 1,2%, строительных грузов - на 6,1% или на 3,8 млн. тонн, зерна - на 43,3% (или на 4,6 млн.тонн).
По другим грузам зафиксировано снижение погрузки. Так, погрузка нефти и нефтепродуктов - снизилась на 1,4% (или на 1,5 млн.тонн), руды железной и марганцевой - на 1,1% (или на почти 0,7 млн.тонн), чёрных металлов - на 2,5 % (мли на 0,9 млн. тонн), лесных грузов - на 21,8 % (или на 3,9 млн. тонн).
Ниже, на рис. 1 приведена помесячная динамика общей погрузки за 6 месяцев 2023 г. на фоне двух предыдущих лет (в абсолютном исчислении). На рис.2 приведены аналогичные данные, но в среднесуточном исчислении. На рис 3 - 11 данные по отдельным группам грузов с указанием процента к уровню прошлого года.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Погрузка каменного угля в первом полугодии 2023 г. составила 179,1 млн тонн, что выше показателя аналогичного периода 2022 г. на 1,6 % или на 2,9 млн тонн. По отношению к аналогичному периоду 2021 г. погрузка составила 96,5 % (снижение на 6,4 млн. тонн).
При этом погрузка во внутригосударственном сообщении выросла на 1,3% (в 2023 к 2022), а на экспорт - рост на 1,9%.
Как известно, больше половины всего погруженного в России угля отправляется на экспорт. Так, по итогам первого полугодия 2023 г. 56% угля погружено назначением на экспорт.
Любопытно, что динамика экспорта, по направлениям различна. Так, экспорт через порты Северо-Запада вырос по итогам первого полугодия 2023 г. на 5% (или на 1,3 млн тонн). Экспорт российского угля на Восток (суммарно - в адрес портов Дальневосточного бассейна и погранпереходов с Китаем, Монголией и Сеаверной Кореей) вырос почти на 9% или на 4,3 млн.тонн. В то же время экспорт через Юг России (т.е. через порты Азово-Черноморского бассейна) снизился на 15% (примерно на 2,8 млн тонн).
Таким образом, направления погрузки угля изменились по сравнению с прошлым годом: бурный рост на Юг, имевший место в 2022 сменился снижением, а снижение погрузки на Северо-Запад сменилось ростом на этом направлении.
Рис.4
Погрузка железнодорожным транспортом нефти и нефтепродуктов в первом полугодии 2023 г. составила 105,5 млн тонн, (что на 1,4 % ниже уровня аналогичного периода прошлого года). При этом, относительно соответствующего периода 2021 г. погрузка в первом полугодии 2023 г. снизилась на 1,1%.
При этом, погрузка на экспорт в первом полугодии 2023 г. к первому полугодию 2022 г. выросла на 0,7%, а погрузка во внутрироссийском сообщении снизилась на 3%.
Экспортная ориентация нефтяной отрасли, соответственно, чуть выросла - доля экспорта в первом полугодии 2022 г. составляла 41,2%, а по итогам первого полугодия 2023 г. она составила 42,0%.
Рис.5
Погрузка черных металлов в первом полугодии 2023 г. составила 33,9 млн тонн, что ниже уровня аналогичного периода 2022 года на 2,6 % или на 0,9 млн тонн и ниже аналогичного периода 2021 г. на 1,5% (или на 0,5млн тонн).
Рис.6
Погрузка строительных грузов в первом полугодии 2023 г составила 66,3 млн тонн, что выше показателя первого полугодия 2023 г. на 6,1 % или на 3,8 млн тонн. По сравнению с первым полугодием 2021 г. погрузка выросла на 7,4% или на 4,6 млн тонн.
Погрузка строительные грузы растёт второй год подряд. Связано это, помимо прочего, с активным дорожным строительством в рамках выполнения госпрограмм (в т.ч. строительство трассы М-12 Москва-Нижний Новгород-Казань)
Рис.7
Погрузка цемента в первом полугодии 2023 г. составила 11,8 млн тонн, что практически не отличается от соответствующего показателя первого полугодия 2022 г. (снижение на 0,1%). А по отношению к первому полугодию 2021 г. погрузка цемента снизилась на 2021 г. на 3,3% (на 0,4 млн тонн).
Рис.8
Рис.9
Погрузка зерна в первом полугодии 2023 г. составила 15,1 млн тонн, что на 43,3% (на 4,6 млн тонн) меньше, чем в первом полугодии 2022 г. (отметим, что при округлении до млн тонн рост получается на 43,3%, но если брать неокруглённые тонны или тысячи тонн, то рост будет даже чуть выше - на 43,8%)
При этом погрузка по России снизилась на 18,0%, а погрузка на экспорт выросла более чем в два раза (показатель погрузки год к году составил 214%).
Соответственно выросла и доля экспорта - если в первом полугодии 2022 г. доля экспорта в погрузке зерна составляла 47% (4,9 млн тонн из 10,5 млн тонн), то по итогам первого полугодия 2023 г. назначением на экспорт отправилось 69,5% всего погруженного в стране зерна (10,5 млн тонн из 15,1 млн тонн). При этом, из 10,5 млн тонн, отгруженных на экспорт через порты экспортировано 6,6 млн тонн (рост в 2,7 раза), а через сухопутные погранпереходы 3,9 млн тонн (рост в 1,6 раза).
Рис.10
Погрузка руды железной и марганцевой в первом полугодии 2023 г. составила 57,6 млн тонн, что ниже уровня предыдущего года на 1,1 % или на 0,7 млн тонн и ниже аналогичного периода 2021 г. на 3,1% (или на 1,8млн тонн)
Рис.11
И ниже на рис. 12 и 13 приведена структура погрузки грузов по сети РЖД (в % от общей погрузки)
Рис.12
Рис.13
Как видно из рис. 12 и 13, в общей погрузке грузов железными дорогами важнейшими номенклатурами по-прежнему являются каменный уголь и нефть и нефтепродукты.
Доля каменного угля выросла но незначительно: если в первом полугодии 2022 г. она составляла 28,7 %, то по итогам первого полугодия 2023 г. составила 28,9%. Доля нефти и нефтепродуктов снизилась с 17,4 % до 17,0 %. Продолжается тенденция роста перевозок грузов в контейнерах - если в первом полугодии 2022 г. их доля в общей погрузке составляла 3,6%, то по итогам первого полугодия 2023 г. она составила 3,9 %. (Если считать долю контейнерных перевозок не в погрузке, а в перевозке, то она составляет по итогам первого полугодия 2023 г. 5,8%, подробнее об этом см.
здесь).
__________________
Прим. *Даные по сети ОАО "РЖД", т.е. без учёта погрузки ФГУП Крымская железная дорога и без учёта иных железных дорог, не входящих в ОАО "РЖД".
P.S. Пост про контейнерные перевозки по итогам 6 мес. 2023 г:
https://f-husainov.livejournal.com/861311.html