Семинар ЭЖТ № 23 "Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов жд подвижного состава"

Dec 16, 2020 19:11

     Вчера, 15 декабря состоялось очередное, 23-е заседание открытоно межвузовского научно-практического семинара "Экономика железнодорожного транспорта", которое регулярно проводится в ВШЭ.
     На этом семинаре я выступал с докладом "Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава".
     Если писать отчёт о своём докладе, как говорится, в третьем лице, то отчёт будет выглядеть примерно так:

Во вторник 15 декабря 2020 г. прошло очередное, 23-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.
     На семинаре выступил к.э.н. Фарид Хусаинов с докладом «Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава».
     В докладе было проанализировано состояние конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава за период с 2011 по 2019 г. Оценка уровня конкуренции произведена с использованием индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана. Анализ проведён как для рынка услуг операторов грузовых вагонов в целом, так и отдельно для рынков предоставления полувагонов, цистерн, крытых вагонов, универсальных платформ, зерновозов, фитинговых платформ, цементовозов. Показано, что динамика индекса в целом по рынку, хоть и может дать некоторую полезную информацию для понимания общей тенденции, тем не менее, недостаточна и поэтому, требуется также и отдельный анализ уровня концентрации для каждого рода подвижного состава. В докладе проведена группировка рынков по критерию высокой, средней и низкой концентрации.
Кроме того, в докладе были рассмотрены основные теоретические концепции (теории), лежащие в основе существующих представлений о конкуренции и концентрации на рынках, показаны достоинства, недостатки и ограничения соответствующих теорий. В частности, рассмотрены «гарвардская парадигма» («Структура-поведение-результат»), связанная с именами Д.Бэйна и Э.Мейсона, взгляды чикагской школы (Г.Демсеца и Д.Стиглера), теории состязательных (или квазиконкурентных) рынков У.Баумоля, теория эндогенной рыночной структуры Дж.Саттона и др. Показано как менялся и уточнялся со временем взгляд экономической науки на конкуренцию и на проблему (и саму возможность) её корректного измерения.
     В результате проведённого анализа, докладчик сделал несколько выводов, как прикладного, так и теоретико-методологического характера.
     Прикладная часть выводов состояла в том, что уровень концентрации в долгосрочной перспективе на рынке услуг операторов подвижного состава снижается, а уровень конкуренции - растёт. Причём, эта тенденция фиксируется не только за период, исследованный докладчиком (2011-2019 гг.), но и за более долгий период (о чём можно судить, привлекая работы других авторов, сделанные ранее и рассматривающие аналогичные показатели для периода с 2003 по 2011 гг.). Другая часть выводов имеет уже не только прикладную, но и теоретическую ценность. Анализ, проведённый на примере рынка операторов свидетельствует о том, что, критика «гарвардской парадигмы» со стороны более поздних теорий (в частности, критика со стороны чикагской школы), вероятно, верна. Так, например, ставки оперирования на рынке в гораздо большей степени зависят от профицита вагонов, чем от конкуренции как таковой, измеренной по Индексу Херфиндаля-Хиршмана. И это во-многом созвучно идеям как Чикагской школы, так и идеям, высказанным, например, Я.Корнаи, в работе «Размышление о капитализме» о том, что избыточные мощности могут гораздо сильнее влиять на цены, чем структура рынка. (Презентация к докладу доступна по ссылке).
     В качестве оппонентов/содокладчиков выступили А.В.Колин - Руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) и Д.Л. Семёнкин - первый заместитель Председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. Модерировал дискуссию директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к.э.н. И.А. Долматов.
     Помимо оппонентов с подробными комментариями выступили проф. РУТ (МИИТ), д.э.н. Д.А. Мачерет, Президент Национальной ассоциации транспортников д.э.н. Г.Е. Давыдов, научный сотрудник Экспертного института ВШЭ А.В. Дементьев, а, кроме того, в последующей дискуссии и обсуждении участвовали доцент РАНХиГС к.э.н. Н.Э.Кульбака, доцент РУТ (МИИТ), к.э.н. Л.О. Аникеева-Науменко, проф. департамента операционного менеджмента и логистики ВШЭ, д.т.н. В.П. Клепиков и др.
     Ниже- видеозапись сееминара.

image Click to view



Мне показалось, что это был одно из самых интересных обсуждений за всё время существования нашего семинара (но, возможно, я не объективен). :-) Интересно было, в частности то, что обсуждение было на стыке теории и практики, высказывались различные тезисы как теоретико-методологического характера, так и вполне прикладные соображения, касающиеся рынка услуг операторов железнодорожного транспорта. А именно для такого сочетания и задумывался семинар.

Материалы семинара:
1. Презентация докладчика «Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава»
2. Статьи по теме семинара:
- Хусаинов Ф.И. Можно ли измерить конкуренцию? // РЖД-Партнёр. 2019. № 18. С.46-49.
- Хусаинов Ф.И. Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава в 2019 году // Экономика железных дорог. 2019. № 9. С.56-67.

Отчёт на сайте ВШЭ: https://ur.hse.ru/news/458411946.html

Транспортный рынок, Операторы, ВШЭ, Научные мероприятия, Экономика ж.д. отрасли

Previous post Next post
Up