По сложившейся
традиции, которую не может отменить даже короновирус и самоизоляция, публикую здесь данные о погрузке грузов по итогам первого квартала 2020 г. Как вы все
помните, уже начиная с ноября прошлого года погрузка снижается к соответствующему месяцу предыдущего года, однако в первом квартале 2020 г. эта тенденция усилилась. В феврале 2020 г. на один день больше, чем в феврале 2019 и это, чуть смягчило тенденцию февраля, но, если мы очистим проценты, полученные по абсолютным тоннам от влияния лишнего дня и посмотрим на те же темпы, но по среднесуточной погрузке, то можно увидеть, что все три месяца демонстрируют близкие темпы снижения погрузки.
Теперь обо всём этом по-подробнее с цифрами и графиками.
Общая погрузка грузов в марте 2020 г. снизилась на 5,5 % ниже уровня марта прошлого года. В целом же за три месяца 2020 г. погружено на 3,8% меньше, чем за 2019 год, если считать в абсолютных тоннах или, если считать в среднесуточном исчислении (а это необходимо делать, поскольку в 2020 г. в феврале на один день больше), то снижение составляет 4,8 %.
Визуально эти темпы снижения выглядят так:
Рис.1
Ниже, на рис. 2 приведена помесячная динамика общей погрузки в январе-марте 2020 г. на фоне двух предыдущих лет. На рис.3 приведены аналогичные данные, но не в абсолютном, а в среднесуточном исчислении.
Рис.2
Рис.3
Если смотреть на общие абсолютные цифры погрузки за первый квартал, то здесь снизилась погрузка каменного угля (-10,2%), нефти и нефтепродуктов (-3,3%), чёрных металлов (-7,0%), зерна (-6,0%), химикатам (-2,3%), лесным грузам (-5,3%). Но, при этом выросла погрузка строительных грузов (+5,7%) и не снизилась погрузка цемента (осталась на уровне аналогичного периода прошлого года). Эти проценты - подчеркну - по абсолютным тоннам, а не по среднесуточным.
Ниже, на графиках приведены данные о погрузке важнейших грузов в январе-марте 2020 года (в абсолютных тоннах).
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10.
Рис.11.
И ещё один момент. Из рис. 3, где приведены данные о среднесуточной погрузке, понятно, что тот минус по погрузке, который уже есть никак не связан с коронавирусом (его влияние, скорее всего, проявится лишь в апрельских данных). Например, на динамику погрузки угля повлияло снижение мировых цен, об этом много писалось, не буду повторяться, вот
ссылка на график цен.
Более того, в СМИ даже промелькнула информация, что транзит контейнеров из Китая через Россию вырос. А, кроме того, здесь необходимо отметить ещё один аспект, который добавляет неоднозначности для прогнозирования погрузки грузов на остальные месяцы 2020 года. В последние две недели обсудлается инициатива угольных компаний (поддержанная рядом других участников рынка), которые предложили, раз уж всё равно отменяются пассажирские поезда по Восточному полигону, пустить побольше поездов с углём в адрес портов Дальнего Востока (через них происходит большая часть экспорта угля). В обычное время пропускная и провозная способность этого направления частично уменьшается за счёт пассажирских поездов (для пропуска одного пассажирского поезда нужно отказаться от пропуск некоторого количества грузовых, есть даже такой показатель "коэффициент съёма"- сколько грузовых поездов снимают с графика для пропуска одного пассажирского). А теперь в условиях естественного отказа от пассажирских, есть возможность увеличить количество грузовых. Эта мера, возможно, тоже смягчит удар и немного компенсирует снижение погрузки.
P.S.
Для тех, кто любит воспринимать данные не в графическом, а в табличном виде
по ссылке публикую таблицу с данными о погрузке грузов за январь-март 2020 г. в сравнении с январём-мартом 2019 г. и, пользуясь случаем, выражаю благодарность компании "INFO Line Аналитика" (и лично М.Бурмистрову) за эти данные о погрузке и разрешение опубликовать эту таблицу в блоге.