Преподавательские радости

Dec 11, 2015 15:06

     В рамках прошедшей вчера конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство", проводился конкурс научных работ "студентов, аспирантов и молодых учёных".
     В конкурсе принимала участие выпускница РОАТ МИИТ Елена Жукова (сотрудница ФГК), которая писал диплом под моим научным руководством. Тема была очень интересной: "Исследование влияния конкуренции на уровень цен вагоноремонтного рынка в России".
     И именно эта работа заняла 1 место! Поздравляю Елену!
     Я, как преподаватель испытываю некоторую гордость за успехи своих учеников! :-)
     Идея работы заключалась в том, что бы посмотреть - как повлияло на цены плановых видов ремонта (рассматривались только плановые - капитальные и деповские ремонты; текущие отцепочные - не рассматривались, т.к. там практически нет конкуренции) появление в этой сфере конкуренции - как конкуренции между тремя ВРК, так и между частными депо (на долю частных вагонных депо в 2013 г. пришлось 28 % всех плановых ремонтов).
     В работе была найдена корреляция и выведено уравнение регрессии, которое показало очень высокую связь между уровнем конкуренции (конкуренцию измеряли старым, но надёжным способом - индексом Херфиндаля-Хиршмана) и темпами снижения цен в условиях конкуренции.
      Было зафиксировано, что рост уровня конкуренции сопровождается снижением цен, и что между двумя этими показателями существует очень сильная зависимость ("R- квадрат" в регрессии был выше 0,87, а это довольно высокое значение).
Но, помимо этого, в работе были слделаны важные выводы.
     1) Изменение ( в данном случае - снижение) цен на ремонт грузовых вагонов имеет свой предел и даже при максимально возможном ("идеальном") уровне конкуренции не может снижаться ниже определенного уровня и можно узнать - какой это уровень при заданных условиях (уравнение регрессии позволяет - хоть это, конечно и несколько абстрактное упражнение - подставляя те или иные целевые значения x или y получить уровень цен при заданном уровне конкуренции).
Таким образом, в процессе исследования нам удалось обнаружить "эффект убывающей полезности от конкуренции", заключающийся в том, что с каждым следующим шагом увеличения уровня конкуренции, цена снижается на меньшую величину и в какой-то момент, рост дальнейшей конкуренции перестанет оказывать влияние на динамику цен.
     2) Учитывая, что полученная для "идеального" высококонкурентного рынка капитального ремонта грузовых вагонов - 139 тыс.руб, а цена ремонта в 2013г - 145 тыс.руб, можно сделать вывод, что даже при существующем сегодня уровне конкуренции, сложившаяся на рынке цена уже близка к той, которая была бы при "идеальной" конкуренции.
     Следовательно, потенциал снижения цен на капитальный ремонт - практически исчерпан и при дальнейшем развитии конкуренции на рынке вагоноремонта цена на ремонт грузовых вагонов изменится незначительно.

Преподавание, Экономика ж.д. отрасли

Previous post Next post
Up