За год в нашей стране могут построить с нуля только все объекты для Сочинской олимпиады. А жильё, как правило, возводится помедленнее. Поэтому есть целые районы, где на одном пятачке собраны примеры соседних лет, но абсолютно разных подходов к строительству. Таким, например, является Щукино. Этому району на Северо-западе Москвы каждое десятилетие оставило подарки, начиная аж с 20-х годов ХХ века: авангард, сталинская эклектика, вырождение декора и переход к индустриальному домостроению, панели-панели-панели. Ну а в 90-е отсюда началась ЧУДЕСНАЯ архитектура Дон-строя, здесь расположены все их первые комплексы. Богатая история, неправда ли?
Но сегодня поговорим только о рубеже человеческого домостроения и индустриального. Так получилось, что в районе Октябрьского поля собраны почти все необходимые примеры для такой темы.
На фото для затравки типовой дом 48 года, находится прямо около выхода из метро "Октябрьское поле". Как он тут уцелел не очень-то ясно. Смешение русской и европейской классики. Перевязи между этажами - чисто европейский элемент. И таких домов тут было ого-го сколько.
Но начнём по-порядку. Это фрагмент карты столицы 47 года, как видите, Октябрьского поля и в помине нет. Освоение этой земли начнётся в 48 году, для этого уже есть мост через МКМЖД, благодаря которому от Песчаной улицы начнётся улица Народного ополчения. На северо-западе видна застройка 20-х и 30-х годов в районе будущей станции метро Щукинская.
А вот то же место через 5 лет, это фрагмент карты 52 года. Почти все прямоугольнички - типовые дома с первой фотографии. Явное исключение составляют только так называемая "немецкая слобода" (квартал с тремя фонтанчиками) и дипломатическая академия, комплекс которой раскинулся на северо-востоке. Оказывается, не только Черёмушки родила советская типовая архитектура.
После войны восстанавливать Москву назначили Дмитрия Чечулина, он был главным архитектором с 45 по 49 год. Его подпись стоит на проектах всех этих домиков, хотя разрабатывал их главным образом его товарищ Михаил Куповский. Он спроектировал и этот двухсекционный дом, этажность варьировалась от двух до таких вот странных трёх. Странных, потому что по бокам не хватает по одной квартире на 3-ем этаже. Зато какие пропорции!
Некоторые сохранившиеся экземпляры отреставрировали аккуратно.
А некоторые узнать стало довольно сложно. Обратите внимание, при реконструкции оставили оригинальные шишки, путём переноса их с портика на свежие эркеры.
Далее попадаем в так называемую "советскую немецкую слободу". Старожилы утверждают, что строили пленные, хотя от немецкой архитектуры у этого комплекса нет никаких заимствований, всё отечественное, причём ленинградское. Так что вопрос спорный. Квартал создавался для научных работников многочисленных институтов, а так же военных. Поэтому он получился не традиционным для Москвы - закрытым, вплоть до аркадной ограды по периметру. В полукруглых выпуклостях у дома устроен лестничный узел.
Углы квартала с внешней стороны закруглены, венчают их декоративные купола (вид со двора, к сожалению). Обратите внимание, какие аккуратные балкончики.
Такая вот классика.
Аркады внутри квартала. Соединяет корпуса как в усадебной застройке 18 века.
Помимо целиком сохранившейся застройки этой слободы, до наших дней дошло большинство малых архитектурных форм, в том числе работоспособные фонтаны. Во дворах озеленение - сплошные липы, никаких тополей.
В 49 году идиллия заканчивается, Чечулина снимают с поста главного архитектора Москвы, вместо него назначают более прагматичного Власова. А посему застройкой Щукино отныне занимается не Куповский, а Розенфельд. Моссовет критикует этот двухэтажный город-сад за нерациональный расход земли. Ох уж эти конъюнктурщики. Так что уже к 50-м годам мы получаем первые попытки создать типовой многоэтажный проект из не оштукатуренного силикатного кирпича, красного-то в Москве днём с огнём не сыскать, его из Прибалтики или с Псковщины надо тащить. Ничего, что силикатный кирпич теряет теплоизоляционные свойства, когда намокает, зато так дешевле. Ну а декор ручной работы заменяют на заводские сборные бетонные элементы.
А чтобы и заводские элементы сильно не расходовать, их не стыкуют в сплошной ряд, как предполагалось. Вместо этого создают причудливые композиции из половинок.
По причине отсутствия центрального отопления, каждый квартал начинали с "центрального" дома, в котором была оборудована котельная. А затем ближайшие дома подсоединяли к этому источнику тепла.
К моменту принятия широко известного закона "Об архитектурных излишествах" в 1955 году декора, если честно, итак было уже не очень много. Этому дому повезло - у него целиком собран поясок и он обеспечен безумным количеством балконов.
В 1956 году так уже не забалуешь.
Готовых бетонных элементов декора наштамповали очень много, тратили их и после указа 55 года. На верхних этажах виден редкий красный цвет. Это ещё заводская краска. Большой парадный вход в таких домах предусматривался для разных общественных и бытовых служб.
А в доме напротив на поясок уже не хватило элементов, остался скромный рудимент из кирпичей. Зато на парадный вход хватило этого распрекрасного декора.
В этом же районе оказались 4 экспериментальных дома самого Посохина-старшего. У них есть несколько интересных моментов: во-первых, шизанутый орнамент, во-вторых фантастически редкие заглушки на швах, своеобразные вертикальные тяги. Так же они запроектировали зимние холодильнички, которые в панельных домах никогда не появятся. И самая фантастика - у этих домов были плоские кровли, которые естественно протекали, так что их довольно быстро заменили на четырёхскатные.
Помимо жилья есть и социалка.
Школа по проекту Степанова. В начале 50-х начали украшать фасады четырьмя профилями известных русских писателей, в каждом проекте их физиономии оказывались на разном месте. В моей школе они были на портике прямо над входом. Здесь я их обвёл для наглядности, они тут летают в облаках. Дальше по Союзу этот проект упрощался и упрощался.
По такому пути мы пришли к тотальной типовой застройке. Проекты Розенфельда, Посохина, уж тем более Куповского не могли тягаться со сверх-дешёвым лагутенковским проектом К-7, который он апробировал в то же время на юге столицы. Чисто панельной сборке кирпичный дом по определению уступает в скорости возведения и стоимости.
А это фрагмент карты 68 года. Интересующий нас район находится восточнее всех, дома там небольшие, благодаря своей низкой этажности сгруппированы гораздо плотнее, чем хрущёвки и многоэтажки. А весь западный сектор занимают институты и соответствующее жильё. Смешнее всего спрятан Курчатник - вместо него просто парк. Не хотели наши атомный объект протоколировать. А улицы так и не названы, всё ещё номерные.
Большая часть изложенной здесь информации получена на экскурсии замечательного краеведа
Дениса Ромодина, за что ему большое спасибо. На фото он с левого края самый первый. А читателям я предлагаю совершить самостоятельные прогулки по этому интересному району, благо метро не далеко.