Саудовская молодежь и политическое будущее Королевства (Viewpoints No. 19)

Jun 21, 2016 00:28

Продолжаем печатать переводы аналитических докладов "Центра Вильсона" - "Точки зрения" по программе "Ближний восток". На этот раз - один из старых но не потерявших актуальности номеров:
Viewpoints No. 19
February 2013
Young Saudis and
The Kingdom’s Political Future
Caryle Murphy



~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Точки зрения Номер 19
февраль 2013

Ближневосточная Программа
Саудовская молодежь и
политическое будущее Королевства
Caryle Мерфи
Независимый журналист
и бывший стипендиат общественной политики,
Центр Вудро Вильсона
Многие молодые жители Саудовской Аравии восхищаются юными протестующими Египта, Туниса, Йемена, и Бахрейна. Но они не стремятся подражать их тактике массовых уличных протестов. Одна причина этого состоит в том, что они все еще, почему то, надеются - несмотря на нехватку свидетельств - что саудовская королевская семья добровольно начнет разделять власть с саудовским народом. Тогда, видимо, правительство сможет спать спокойно? Не обязательно.
Недавняя книга автора на эту тему: Будущее Королевства: Саудовская Аравия глазами своих двадцатилетних, доступна для загрузки на веб-сайте ближневосточной программы Центра Вильсона: http://www.wilsoncenter.org/event/kingdom%E2%80%99s-future-saudi-arabia-through-the-eyes-its-twentysomethings.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
В течение нескольких дней в марте 2012, студентки в Университете короля Халида в Абхе, городе на юго-западе Саудовской Аравии, привлекли внимание своих соотечественников и новостных агентств всего мира.




Стимулируемые плохими условиями их женского кампуса и ограничениями на их доступ к интернету, они бойкотировали классы и организовали шумную демонстрацию, во время которой была разбросана мебель, и выбиты окна. Студентки также забросали охранников-женщин пустыми бутылками из под воды и банками из под содовой. На следующий день, больше сотни студенток присоединились к протесту в кампусе, жалуясь на нехватку мест в их туалетах, властолюбие сотрудников службы безопасности и университетских чиновников, и неубираемые груды мусора. Университет вызвал местную полицию, и более 50 девушек лечили от небольших ушибов, согласно сообщениям в саудовской печати.
Вдохновленные действиями женщин, студенты мужского пола начали в университете свои акции протеста в знак солидарности. Прежде чем рассеялись их гнев и энергия, они потребовали положить конец "коррупции" в администрации, более компетентных преподавателей, и изгнания ректора университета, чья фотография была размещена на Facebook с ярко-красным международным знаком "Нет", поверх него. Как писали студенты, такие черты его личности как “закрытость и бюрократизм” делали его непригодным к должности. Когда стало известно об этих событиях из новостей, обозреватели удивились, что в стране, где женщины живут под несметным числом ограничений и в строгой гендерной сегрегации, протест инициировали именно молодые женщины. И сравнивая эти события с ведомыми молодежью движениями в некоторых других Арабских странах, открыто бросающими вызов авторитарным правительствам - и свергнувшими к тому времени уже четырех арабских диктаторов - комментаторы также задавались вопросом, станет ли Абха первым актом в “арабском Пробуждении” Королевства. Как выяснилось, протесты в университете короля Халида вызвали несколько небольших вспышек в других саудовских университетах, но все они оказались мимолетными. В итоге Саудовская Аравия не была потрясена общенациональным, революционным молодежным движением. Демографически, королевство конечно готово для такого движения, с его 64% граждан моложе 30 лет (из 19.4 миллионов населения). (Сравним с 41% американского населения до 30). Но именно здесь сравнения с молодыми людьми других арабских стран заканчиваются.
И есть много причин, по которым Саудовская Аравия, будучи абсолютной монархией, еще не видела массового излияния политического инакомыслия из среды своей молодежи. Во-первых, молодые жители Саудовской Аравии более обеспечены материально, чем многие другие молодые арабы, и не сталкиваются со всесокрушающей бедностью, переживаемой многими в таких странах, как Египет, Йемен, Бахрейн, Тунис и Сирия. Конечно, не все саудовцы богаты, но у них есть сильные сети социального обеспечения, предоставляемые как правительством, так и большими семьями.
Во-вторых, правительство предусмотрело для молодежи целевой пакет льгот стоимостью  в $ 130 млрд, о котором было объявлено в феврале 2011 года, вскоре после падения президента Египта Хосни Мубарака. В пакет вошла первая в Королевстве программа пособий по безработице. Несколько месяцев спустя, правительство начало широко разрекламированную кампанию по решению проблем молодежной безработицы за счет сокращения числа иностранных рабочих и открытия тем самым вакансий для саудовцев, ищущих работу.


Кроме того, правительство спокойно сигнализировало раздраженным молодым саудовцам, что оно не совсем глухо к их жалобам. Например, должностные лица университета сделали всё, чтобы прорвавшийся протест не рос как снежный ком. Так чиновники в нескольких кампусах быстро приехали, чтобы встретиться со студентами при первых признаках недовольства. В Абхе, они встретились с лидерами протеста, чтобы обсудить их требования. В июле был заменен ректор.
Правительство, также, по крайней мере - пока,  занимает относительно мягкую позицию по отношению к испепеляющим потакам брани и упреков, которые размещаются в Твиттере молодыми саудовцами с очевидной безнаказанностью. Результат - очень доступный и видимый клапан для спуска недовольства.
Саудовская молодежь также не склонна следовать на улицы за своими арабскими сверстниками из-за сильной религиозной и культурной неприязни саудовского общества к откровенной политической оппозиции. Страна не имеет традиции общественного сопротивления или гражданского неповиновения; граждане приучены передавать критику своих лидеров по частным каналам. И вскоре после  начала Арабского Пробуждения, Великий Муфтий королевства, Шейх Абдулазиз бин Абдулла Аль-Asheikh, издал фетву, объявляя протесты харам, или религиозно запрещенными.
Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что многие молодые саудовцы чрезвычайно любят короля Абдаллу ибн Абдель Азиза, которого они расценивают как доброжелательного правителя. Таким образом, многие молодые люди сочли нецелесообразным бросать вызов своему правительству. Как сказал один 22-летний студент университета в Эр-Рияде: «Король очень, очень хороший человек. Вот почему ни у кого нет храбрости, чтобы призвать выйти на улицы».
Во время трехлетнего пребывания в Саудовской Аравии и позже, в беседах со множеством двадцатилетних жителей Саудовской Аравии, я нашел, что многие из них восхищаются юными протестующими Египта, Туниса, и Йемена. Но они не стремятся подражать их тактике массовых уличных протестов.
Более того, они не видят необходимости делать это, потому что они все еще надеются - несмотря на отсутствие доказательств - что королевская семья в конечном счете начнет добровольно делить власть с саудовским народом.
Саудовские молодые настроены по большей части эволюционно, не революционно. Они не хотят свергать династию Саудов. Фактически, большой сегмент молодежи не интересуется политикой и не видит нужды в реформах. Они демонстрируют явный недостаток заботы о приобретении политических прав и не задумываются о том, чтобы перестать быть "подданным" монархии и стать "гражданином" государства. Они довольны существующим статус-кво, пока государство продолжает распределять финансовые льготы и содействовать исламской национальной специфике.
Таким образом, в настоящее время, кажется, нет критической массы молодежи, требующей того типа реформ, которые несут угрозу правительству дома Аль Сауд, и саудовское правительство не сталкивается с поколением сердитых и мятежных двадцатилетних.
Тогда, по-видимому правительство может спокойно отдыхать?
Не обязательно.
Нации часто входят в эры водораздела без фанфар и лишнего шума, переход может оказаться замеченным лишь несколько лет спустя. Саудовская Аравия уже вошла в такую эру, время в которой будет все более и более определяться её молодежью. То, что в структуре населения королевства доминирует молодежь, уже известно. Но более глубокое погружение в его демографические данные выявит такие релевантные детали: в настоящее время саудовцы 13-17 лет составляют наибольший процент - 12 % - от общей численности населения страны. Также, они - самая большая “молодежная выпуклость”, когда-либо замеченная на графиках в королевстве. Никакая возрастная когорта после них - то есть, среди саудовцев в возрасте до 13 лет - не является столь многочисленной из-за снижения коэффициентов рождаемости [1].
Первые члены этой крупнейшей из когда-либо существовавших “молодежной выпуклости” достигнут 18 в 2014. После этого они начнут свой поход на рынок труда в поисках хорошо оплачиваемой работы и в быстро расширяющиеся университеты страны.
Эти молодые люди не будут помнить жизни без Интернета и, вероятно, будут еще более связаны с ним и еще более находиться под влиянием глобализации культуры, чем их старшие братья и сестры. По мере их взросления и прохождения через их 20-е годы в течение следующих нескольких лет, все материальные проблемы, с которыми сталкивается правительство - кризис безработицы, требования большего количества рекреационных возможностей, и более доступного жилья, - усилятся.
И политические вызовы - также. Несмотря на аполитичную позицию многих молодых саудовцев, одинаково верно, что меньшая, но все еще существенная, часть политически настроенных саудовской молодежи глубоко возмущена нехваткой политических и гражданских прав и хотела бы иметь голос по поводу того, как ими управляют. Эти сознательные молодые люди включают в себя активистов с исламистской точкой зрения, а также прогрессивных или либеральных мусульман, которые видят в Западе модель, которую можно приспособить к их стране и культуре. Они как можно скорее хотели бы видеть постепенные шаги к более ответственному и прозрачному правительству. Многие говорят, что они выступают за конституционную монархию.
Эти молодые люди были ободрены арабским Пробуждением, основным воздействием которого в королевстве явился подъем политического сознания. Некоторые молодые люди, у которых я взял интервью, сообщили о большей готовности людей, требовать то, что они рассматривают как свои "права". Как сказал 23-летний студент медицинской школы в Джидде: "Там у молодежи больше мужества, чтобы просто требовать вещи, будь это права, или привилегии или мечты". Говоря о протестах в Абхе, он добавил:" Мы никогда не слышали о таких вещах прежде. Это имеет смысл. Люди просто хотят чего-то, и теперь у них есть больше мужества, чтобы требовать это".
Этот сегмент политически сознательной саудовской молодежи, вероятно, будет расти и все чаще будет требовать более широкого участия (в политике) и более прозрачного правительства. Они не могут назвать это "демократией", но они хотят реформ, которые дадут им больше контроля (за властью), а в идеале, позволят разделить власть с монархией. И если в последующие годы все большее число молодых людей, будет желать занять рабочие места, особенно 145 000 саудовцев, обучающихся ныне за рубежом, испытают экономические трудности, вызванные безработицей, то это желание политической реформы будет расти.
Ещё три щекотливых вопроса будут влиять на будущую политическую позицию молодых саудовцев, в зависимости от того, как правительство обращается с ними. Одним из них является распространение возмущения по поводу тысяч заключенных, содержавшихся в течение многих лет без суда. Большинство из них были взяты под стражу, когда правительство стремилось предотвратить террористические атаки Аль-Каиды в период между 2003 и 2006 годами, и правительство утверждает, что они все сочувствующие или члены Аль-Каиды. Оно также утверждает, что приблизительно 5 700 из удерживаемых уже находятся на каком-то этапе судебного процесса и что многие из них уже подверглись суду. Но эти суды не были открыты для общественности, и в результате многие вопросы остаются без ответа. Тайна, окружающая этих заключенных, увеличивает недовольство и гнев среди некоторых молодых людей, особенно с консервативными религиозными взглядами.
Другая серьезная проблема - растущее недовольство и гнев среди молодых шиитов в Восточной провинции. Я нашел, что молодые шииты чувствуют себя глубоко отчужденными и отвергнутыми их суннитскими сверстниками. Они имеют мало надежды на улучшение их положения. И, возможно, из-за дискриминации, которой они подвергаются и неприятия, которое они чувствуют, молодые шииты имеют более высокое политическое сознание, чем  их суннитские одногодки. Кроме того, они не имеют никаких сомнений по поводу открытого инакомыслия и за прошлые два года организовывали регулярные уличные демонстрации, некоторые из которых переросли в насильственные акции. Хотя они и не готовы к вооруженному восстанию прямо сейчас, они становятся все более восприимчивы к тем, кто хочет разжечь религиозную напряженность.
И наконец, поскольку число саудовских двадцатилетних в ​​течение следующих нескольких лет разбухнет до рекордно высокого уровня саудовская монархия  войдет в критическую фазу, которая ознаменуется переходом власти от старшего поколения королевской семьи к следующему поколению. Король Абдалла и его предполагаемый преемник, наследный принц Салман, оба находятся в плохом состоянии здоровья. Их смерть поднимет вопрос о том, кто из молодого поколения принцев первым станет королем. Многие молодые люди беспокоятся об этом времени, и опасаются, что фракционная борьба внутри королевской семьи может выйти из-под контроля, угрожая единству страны. “Большинство жителей Саудовской Аравии волнуется по поводу времени после Короля Абдаллы,” сказал 21-летний. “В королевской семье идёт борьба…, Каждый хочет быть королем.”
Следующее десятилетие будет все более и более ухабистым и трудным временем для правительства Саудовской Аравии, как бы оно не стремилось согласовать политические, экономические и социальные чаяния своей молодежи. Намного больше, чем предыдущие поколения, саудовские молодые люди сегодня формируются силами, не подконтрольными правительству, такими как глобализация, информационная революция, увеличивая воздействие других культур и повышение образовательного уровня. И из-за их количества, они могут иметь для королевства драматические последствия во многих отношениях: экономическом, социальном, религиозном, воспитательном, рекреационном и даже политическом.
Конечно, они будут иметь решающее значение в том, сможет ли королевство преобразовать себя в конкурентоспособную, глобально связанную экономику и в динамическое, творческое общество в турбулентном, сложном 21-ом столетии. Очевидно, что такая трансформация потребует, чтобы молодым жителям Саудовской Аравии дали гораздо больше, чем они теперь имеют, интеллектуальной свободы и пространства, где бы они могли быть творческими.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Мнения, опубликованные здесь, являются авторскими и не отражают позицию Центра Вильсона.

[1] Благодарю за предоставление  этих демографических данных демографа Ричарда Cincotta.

Previous post Next post
Up