Йеменская трясина Саудовской Аравии (перевод "Точки зрения" №89)

Mar 23, 2016 13:40

Точки зрения Номер 89
Декабрь 2015
Ближневосточная Программа
Йеменская трясина Саудовской Аравии
Дэвид Б. Оттауэй
Старший научный сотрудник, Центр Вудро Вильсона
• 15 декабря 2015
Возглавляемая Саудитами арабская коалиция, сражающаяся за победу над поддержанными Ираном повстанцами-хуситами, которые захватили [большую часть] Йемена в начале этого года, увязла в кровавом и дорогостоящем болоте. После девяти месяцев борьбы эти две стороны достигли положения, безвыходного с военной точки зрения. Под сильным американским и международным давлением Саудовская Аравия и ее йеменские союзники 15 декабря в засекреченом месте в Швейцарии под покровительством ООН начали переговоры с их врагами хуситами, чтобы выработать путь из тупика.


Эр-Рияд. Разрушительная война в Йемене превращается в дорогостоящую трясину для Саудовской Аравии, которая возглавила коалицию девяти арабских государств в рискованной военной авантюре,  идущей с марта, и целью которой является сокрушить поддержанных иранцами повстанцев Хути, захватившими контроль над Йеменом в начале этого года.
Саудовская цель добиться яркой военной победы теперь кажется все более и более нереальной. Кроме того, саудовцы попадают под интенсивное давление со стороны администрации Обамы, которая предоставляла арабской коалиции разведданные и военную технику, а сейчас требует закончить конфликт "мирными политическими средствами". Преследование этой неуловимой цели стартует сегодня, 15 декабря, в Швейцарии, где встретятся две враждующие стороны, чтобы обговорить пути выхода из тупика. Обе согласились на семидневное перемирие, но предыдущие попытки достичь подобного же ограниченного перемирия, быстро проваливались.
Многое поставлено на карту правящей королевской семьей Саудовской Аравии. Саудиты намерены продемонстрировать Ирану, их главному региональному конкуренту, что у них есть военная мощь, способная победить его союзников Хути и блокировать его усилия закрепиться на уязвимой южной границе королевства.  Война также обострила конкуренцию этих двух стран в религиозо-сектантской сфере, так как хуситы принадлежат ответвлению шиизма, доминирующей религии Ирана. Саудовская Аравия, со своей стороны, является местом рождения ислама и рассматривает себя как религиозного лидера арабского мира и суннитского большинства.
В Доме Саудов неспособность достичь военной победы в Йемене также может разрушить политическую карьеру амбициозного 30-летнего министра обороны, сына короля Салмана - Мохаммеда. Он также является заместителем наследного принца и лидером "ястребов" семьи, которые стремятся доказать военную мощь и доблесть королевства, поскольку они претендуют на лидерство в арабском мире.
Тем не менее, война достигла патовой ситуации и Йемен находится на грани голода после гибели 5900 комбатантов и гражданских лиц. Расходы на поддержание воздушной, наземной и морской операции, как говорят, достигли 200 миллионов $ в день, хотя неясно, сколько из этого саудовцы оплачивают самостоятельно. Администрация Обамы только что одобрила покупку Саудовцами боеприпасов на $1,3 млрд, несмотря на обвинения со стороны международных групп по защите прав человека и некоторых демократов в Конгрессе, что ведомые возглавляемой саудитами коалицией бомбежки нанесли огромный ущерб таким гражданским объектам, как заводы, больницы, школы, дома и даже свадьбы. Большая часть закупаемой военной техники как раз бомбы, включая 12 000 неуправляемых “тупых” и 8 000 с лазерным наведением "умных", плюс 1500 разрушителей бункеров.
Силы, верные всемирно признанному правительству во главе с президентом Abd Rabbuh Мансур Хади при поддержке возглавляемой Саудитами коалиции, отбили южный портовый город Аден и четыре соседних провинции. Но хуситы и союзные им армейские подразделения, все еще лояльные экс-президенту Али Абдалле Салеху, выгнанному в результате восстания в 2011, все еще удерживают север страны, включая столицу, Сану. Возглавляемое саудитами наступление на север от Адена было сорвано при попытке снять осаду хуситами Таиза, в 150 милях к югу от Саны.
Но даже их способность обеспечить безопасность Адена с помощью войск Объединенных Арабских Эмиратов и Судана с 6 декабря находится под вопросом после убийства в машине мощным придорожным фугасом его губернатора, генерала Джафара Мухаммеда Саада.
Исламское государство взяло на себя ответственность за этот теракт, но Саудиты и дипломатические источники здесь подозревают, что истинным виновником являются агенты, лояльные прежнему президенту Салеху, искусно манипулировавшему  друзьями и противниками на протяжении всех его 34 лет у власти.
В ответ на ухудшение безопасности в Адене Саудовская Аравия срочно отправляет туда специальные антитеррористические войска, чтобы защитить правительство Хади, в настоящее время имеющее там свою штаб-квартиру.
Но не только в Адене авторитет Хади ставится под сомнение. Аль-Каида на Аравийском полуострове (AQAP) заняла юго-восточную область Хадрамаут и продолжает наступление в провинции Лахиж к северу от Адена. Еще более экстремистское Исламское государство также неуклонно расширяет свое влияние.
Пока саудовская коалиция избегала сражаться с AQAP или Исламским государством, потому что сосредотачивалась на понижении до прежнего уровня сил хуситов и Салеха. Но саудовцы хорошо знают о долгосрочных целях Аль-Каиды, потому что Дом Саудов имел дело с её террористическими нападениями в Королевстве в течение четырех лет прежде, чем вошел в Йемен. Затруднения саудовцев в достижении военной победы происходят теперь частично из-за разногласий с Объединенными Арабскими Эмиратами, их основным партнером по коалиции, и чрезмерной зависимости от ополченцев из Йеменской фракции аль-Ислах, которая связана с Братьями-мусульманами. Правительство ОАЭ уже заключило в тюрьмы десятки её участников, которые якобы стремятся к его свержению. В Йемене же солдаты Эмиратов оказались вынуждены работать с ополченцами аль-Ислах в провинциях Mareb и Таиз, потому что они являются там главными союзниками саудитов. Министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш, 22 ноября разместил в твиттере  утверждение, что Таиз был бы уже "освобожден" от осады хуситов, «если бы аль-Ислах и Братья-мусульмане не отказались действовать». В результате, Объединенные Арабские Эмираты в два раза сократили количество своих войск, занятых в наземной операции, до 2000, большинство из которых ушли с линии фронта, и теперь сосредоточены в- и вокруг Адена. Вместо них Эмираты послали сотни наемников из Колумбии, шесть из которых, как сообщали, 9 декабря были убиты вместе с их австралийским командиром, борющимся с хуситами в провинции Таиз. Другие арабские подкрепления находятся в пути. Марокко только что объявило, что посылает 1 500 солдат, а Судан, который уже развернул 850 человек, пообещал направить еще больше тысячи.
Пресс-секретарь коалиции, бригадный генерал Ахмед Aсири, отрицает наличие военного тупика, указав на успехи йеменских сил, лояльных правительству Хади, освободивших "70 процентов" страны. Но он преуменьшил важность взятия обратно столицы, называв это "маленькой точкой" по сравнению с декларируемой Саудитами целью обеспечения "безопасного и стабильного Йемена".
Поддерживаемое  Саудитами правительство Хади, тем временем, практически раскололось на двое, причем вице-президент Халед Баха выступал против недавней перестановки в кабинете Хади и ищет собственных избирателей, очевидно, с намерением в конечном счете оспорить лидерство президента. Хади, как полагают, менее склонен к компромиссу с хуситами, чем Баха.

Переговоры, начинающиеся сегодня, 15 декабря, в тайном месте в Швейцарии под эгидой ООН, нацелены на реализацию резолюции 2216 Совета Безопасности. Эта резолюция призывает силы хуситов и Салеха уйти из всех городов и с территорий, что они завоевали, вернуть тяжелое оружие, взятое ими у армии, и возобновить национальный диалог по плану организации нового федеративного государства, который хуситы отвергли в прошлом году. Хуситы заявили, что они принимают резолюцию ООН в качестве основы переговоров, но подняли вопросы о том, как она будет реализована. Они также предложили, чтобы вице-президент Баха, а не Президент Хади, возвратился в Сану, чтобы организовать новые выборы в течение шести месяцев.
Среди многих острых вопросов, стоящих на пути урегулирования: природа переходного правительства, какая власть взяла бы под свой контроль сданное тяжелое оружие, и, прежде всего, судьба Салеха. Саудиты и их союзники хотят его ухода с политической сцены и отправления в долгое изгнание.
Американские дипломаты, работающие на поиск выхода из тупика, предложили Эфиопию или Марокко в качестве его нового дома. Но Салех долго сопротивлялся изгнанию и, по сообщениям, хочет новую амнистию от судебного преследования, подобно той, что он получил в обмен на его отказ от власти в 2012 г. Учитывая глубокое недоверие между этими двумя сторонами и их накопленными друг против друга обидами после девяти месяцев войны, перспективы урегулирования "мирными политическими средствами" кажутся весьма туманными. Но верно также и то, что обе стороны достигли военного тупика, что может сделать их более сговорчивыми в достижении компромисса.
Мнения, опубликованные здесь, являются авторскими и не отражают позицию Центра Вильсона.

Previous post Next post
Up