Говорит Крюков - 3. Военные строители

Dec 03, 2015 00:14

Продолжаем публикацию очерков моего старшего товарища. Иллюстрации - мои.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ


В канун 70-летия славной Победы советского народа в Великой Отечественной войне СМИ сообщили об очередных «успехах» в военно-космической отрасли. Экспериментальная ракета, запущенная с полигона Плесецк, взорвалась, а космический корабль «Прогресс», запущенный с полигона «Байконур», не состыковался с космической станцией и был затоплен в Тихом океане. Затем сообщили об аварии ракеты с мексиканским спутником. Помимо позора нам придется теперь и раскошеливаться.
На строительстве полигона «Восточный» в Амурской области рабочие вынуждены были прекратить работу и объявить голодовку из-за многомесячной невыплаты заработка. Более пяти с половиной тысяч рабочих остались без средств к существованию. Следственные органы выявили крупные финансовые нарушения при освоении выделенных на строительство средств и почти полное отсутствие контроля за использованием денег.
Невольно приходит на память советское время. Автор статьи принимал участие в сооружении и вводе в эксплуатацию ряда объектов на полигоне №2 Министерства обороны СССР и знаком с системой строительства объектов этого министерства.


Все генподрядные работы на советских полигонах выполняли крупные военно-строительные части, которыми руководили такие выдающиеся организаторы, как Герои Социалистического Труда генерал армии Комаровский, маршал инженерных войск Геловани. Оба они были по должности заместителями Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Все специальные работы выполняли строительно-монтажные организации Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, которым руководили Герои Социалистического Труда Якубовский, Бакин и др. Главэлектромонтаж этого министерства возглавляли заслуженные строители РСФСР Храмушин, Мовсесов и др. Никаких стройотрядов и волонтеров на строительстве не было. Количество военных строителей на полигоне «Байконур» в 1968 г., работавших под руководством генерала Гуровича,  было в несколько раз выше, чем сегодня на строительстве полигона «Восточный». Руководители Министерства обороны, включая генерала Комаровского и маршала Геловани, а также министры Якубовский и Бакин и их заместители часто посещали строительство и координировали строительство объектов. Посещали строительство и ответственные работники ЦК КПСС и Совета Министров СССР Сербин, Смирнов, Новиков и др.


С этого колышка начинался Байконур
В СССР существовал Стройбанк, который, не проводя финансовых операций, осуществлял строгий контроль за сметами и актами выполненных работ. Многие годы его возглавлял выдающийся инженер-строитель Гинзбург, который в годы предвоенных пятилеток был заместителем Орджоникидзе, а позднее при Сталине возглавлял ряд строительных министерств. Кстати, он автор прекрасной книги «О прошлом для будущего». Такая же система типа Стройбанка существовала и в военном строительстве, поэтому какие-либо финансовые махинации просто исключались.
Руководство полигонов и соответствующие инженерные службы принимали активное участие в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов. Многие из этих военных специалистов  были выпускниками Военно-инженерной академии им.Куйбышева, основанной еще Александром I  в 1819 г. К ним относятся начальник полигона №2, участник Великой отечественной войны генерал-лейтенант Гуреев, бывший до этого начальником кафедры, а потом факультета, удостоенный по представлению Министерства среднего машиностроения звания Героя Социалистического Труда, а также главный инженер полигона «Байконур» генерал-майор Свирин. Академию закончили также маршал Советского Союза Огарков, дважды лауреат Государственных премий генерал-полковник Болятко, почти все начальники и командующие инженерных войск, фронтов и армий.
Выпускниками Военно-инженерной академии им.Куйбышева был в значительной степени укомплектован командный состав военных строительных частей и частей железнодорожных войск
Профессорско-преподавательский состав этой академии широко привлекался к работе крупнейшими проектно-изыскательскими и строительными организациями при сооружении важнейших народнохозяйственных объектов. Так, профессор этой академии доктор технических наук генерал-майор инженерно-технической службы В.Келдыш (отец будущего президента АН СССР М.Келдыша) принимал участие в авторском надзоре за проектированием, сооружением, приемкой и вводом в эксплуатацию таких важнейших объектов, как Турксиб, Московский метрополитен, канал Москва-Волга и многих других.
Высокий профессиональный уровень специалистов полигонов обеспечивался мощной советской системой подготовки военных кадров. Это Военно-инженерная академия им.Куйбышева, Военно-воздушная инженерная академия им.Жуковского, инженерные факультеты Бронетанковой академии им.Сталина (впоследствии Малиновского), Академии химической защиты им.Тимошенко, Академии связи им.Буденного и др.
Выпускники этих академий служили на всех полигонах, в том числе и в научно-исследовательских частях, отделах и подразделениях этих полигонов, где вместе с учеными и гражданскими специалистами работали по заданным программам. Они работали также на всех предприятиях, выпускающих оборонную технику, в НИИ, КБ и СКБ. Научно-исследовательские разработки этих академий внесли существенный вклад в такие области, как электроника, гидравлика,  аэродинамика и газодинамика, механика, материаловедение и др. Сегодня уже нет ни Военно-инженерной, ни Бронетанковой, ни Военно-воздушной инженерной академий. Академия химической защиты выведена на периферию, в Кострому, куда не поехало большинство ее ученых.
Военные строители вместе с саперами и частями железнодорожных войск первыми приступали к восстановлению разрушенных фашистами городов, мостов, железнодорожных узлов.
Многие выпускники инженерных специальностей гражданских вузов, пройдя военную подготовку на военных кафедрах, получив офицерское звание и приобретя определенный производственный опыт, связали свою жизнь с армией. Военные кафедры вузов возглавляли опытные специалисты. Так организатором и начальником военной кафедры Горьковского инженерно-строительного института им.Чкалова был Герой Советского Союза полковник Садовский, и эта кафедра являлась одной из лучших в Московском военном округе. Больше этой кафедры нет.
Солдаты-строители служили два года. Лучшими из них были выпускники ПТУ или техникумов, успевшие поработать по специальности  до призыва в армию.
Среди солдат-строителей были представители многих народностей и национальностей, и для многих из них армия стала школой жизни. Там они приобрели рабочую специальность.
Военные строители всегда участвовали в строительстве важнейших народнохозяйственных объектов страны, включая годы войны. Так, в самый разгар Сталинградской битвы 5-я саперная армия под командованием генерала Комаровского была передислоцирована в Челябинск, где участвовала в возведении Челябинского металлургического завода. Завод был веден в строй уже в апреле 1943 г., так что сталь этого завода уже летом того же года громила фашистов на Курской дуге.
На счету выдающегося русского советского инженера-строителя генерала Комаровского много объектов, как военных, так и гражданских. Это: полигоны «Байконур», «Капустин Яр», полигоны ПВО, ядерные полигоны, канал Москва-Волга, МГУ и другие сталинские высотки, первая в мире атомная электростанция, Новосибирский Академгородок, синхрофазотрон в Дубне, десятки миллионов кв.метров жилой площади, десятки восстановленных городов, разрушенных фашистами, и т.д. Незадолго до смерти Комаровского на вопрос: что самое тяжелое было в его жизни,- он ответил: строительство Челябинского металлургического завода. Так же ответил на этот вопрос выдающийся советский инженер-строитель сталинский нарком (министр) Гинзбург. Все дни строительства Челябинского металлургического завода он находился на строительной площадке


Детище предвоенных сталинских пятилеток Горьковский Автозавод им.Молотова в годы войны дал фронту массу военной техники и боеприпасов. Завод подвергался ожесточенным налетам фашистской авиации. Его бомбили 25 раз и сбросили свыше 6500 авиабомб. Особенно интенсивные налеты были летом 1943 г. перед началом Курской битвы. Для определения размера разрушений и мероприятий по скорейшему восстановлению завода на завод срочно прибыла правительственная комиссия в составе Молотова (председатель), Ворошилова, Берия, Щербакова и др. Членами комиссии были также Гинзбург и директор Московского автозавода им.Сталина Лихачев. Лихачев хорошо знал ГАЗ, но, увидев масштаб разрушения, заревел. Однако уже через 100 суток ГАЗ возобновил выпуск продукции. В этом огромная заслуга многих тысяч военных строителей, срочно переброшенных сюда. Они разбирали и расчищали завалы, а затем вместе со строительными частями наркомата, который возглавлял Гинзбург, восстановили завод. Гинзбург сразу предложил использовать вместо сгоревших деревянных перекрытий цехов стальные, используя сталь с прерванного войной строительства Дворца Советов в Москве. Доложили Молотову. Тот посоветовался со Сталиным, и Сталин дал добро. Так, эти перекрытия и стоят до си пор.
Кроме военных объектов, военные строители строили жилье и объекты соцкультбыта во многих городах. Вместе с железнодорожными и трубопроводными войсками они участвовали в сооружении БАМа, других крупных магистралей, а также ряда важнейших народнохозяйственных объектов, принимали участие в ликвидации последствий стихийных бедствий (наводнений, землетрясений, оползней, пожаров и т.д.). Так, весной 1964 г.возле поселка Айни в Таджикистане горный обвал перекрыл реку Зеравшан и стремительно поднимавшаяся вода грозила смыть город Самарканд. «Голос Америки»  утверждал, что город спасти невозможно. Но советские военные строители и трубопроводные войска спасли город, быстро построив под руководством Комаровского обводной канал. В этой работе им дружно помогали специалисты Таджикистана и Узбекистана. Тогда еще была настоящая дружба народов.
В годы Великой Отечественной войны 51 военно-строительная часть была награждена орденами, а в мирное время многие солдаты и офицеры военно-строительных частей были награждены значками «Отличник военного строительства».


Славным делам военных строителей посвящена книга Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Сталинской премий, заслуженного строителя РСФСР генерала армии Комаровского «Записки строителя».
Обе упомянутые книги, как и другие подобные, сегодня списываются из библиотек и не переиздаются.
Сегодня число военных строителей очень невелико, как и невысок их уровень, зато велико количество всяческих махинаций в военном строительстве.
С.Г.Крюков

Иллюстрации по теме: http://www.leninsk.ru/gallery/displayimage.php?album=lastup&cat=60&pos=0
Previous post Next post
Up