Несмотря на ранний час зал Королевского суда ломился от публики, все хотели хоть одним глазком посмотреть как за фальшивомонетничество судят Картофельного принца. На скамье подсудимых он был в хорошей компании из шефа тайной полиции, директора Почтово-сберегательного банка, технического директора Военно-картографического института, собственного секретаря и нескольких персон рангом поменьше.
Поскольку дело происходило 7 мая 1926 года и не в кукольном немецком княжестве из сказок Гофмана, а в большой европейской столице, то вместо глашатаев с зычными голосами о ходе процесса добрых будапештцев оповещали журналисты. Для них в соседних помещениях установили несколько междугородних телефонных станций.
Среди необычайных биографий, на которые был столь богат двадцатый век, судьба героя моего рассказа занимает весьма достойное место.
Принц Людвиг Альфред Викторин Аурель Маркус Фелициан (обычно принца звали Людвиг или на венгерский манер Лайош) Виндишгрец родился 20 октября 1882 года в Кракове, где в то время служил его отец.
В песнях и патриотических стихах Австро-Венгрию часто сравнивали с двумя дубами под одною кроной. Начиная с XVI века Виндишгрецы, бывшие поначалу небогатыми штирийскими дворянами, словно дикий хмель, карабкающийся к солнцу, понемногу обвивались вокруг стволов и ветвей и, наконец, достигли сросшихся верхушек.
Прадед нашего героя был тем самым Виндишгрецем, что подавил Венгерскую революцию, а заодно с другими панами-генералами затеял спозаранку войну.
Click to view
Та самая старинная песня чешских солдат. На фото Людвиг Виндишгрец собственной персоной. Включите для настроения :)
Дядя больше двадцати лет возглавлял верхнюю палату австрийского рейхсрата - Палату господ. Двоюродный брат был женат на Елизавете Марии, единственной дочери кронпринца Рудольфа, знаменитой красной эрцгерцогине. Сам же Людвиг был другом детства императора Карла I и дружбу эту они сохранили на всю жизнь.
Определенно, Людвигу стоило появиться на свет лет на триста раньше. Австрия вела много войн, но больше всего ему всё-таки подошла бы Тридцатилетняя. Но он рос в мирной, добропорядочной и, что греха таить, скучноватой Транслейтании. Многие сверстники-аристократы развеивали скуку с помощью спиртного, наркотиков и разврата, однако принц явно был не из таких.
Для блестящего аристократа из Венгрии в качестве начала военной карьеры напрашивались гусары, но молодой Виндишгрец пошел в артиллерию. В императорско-королевской армии хватало сословных преград, но среди пушкарей ценились прежде всего мозги, а не пышная родословная. Артиллерийскую академию Виндишгрец окончил с отличием и почти сразу свежеиспеченный лейтенант отправился на войну - военным агентом в русскую армию, сражавшуюся на другом конце света в Манчжурии.
Японская пехота готовится к атаке. Порт-Артур, 1904 год
Он провел в Порт-Артуре почти всю осаду и после падения крепости оказался у японцев. На первой войне ХХ века противники в последний раз искренне старались соблюдать все законы и обычаи, поэтому Людвиг благополучно вернулся на Родину.
Военное ведомство явно оценили усердие молодого офицера и вскоре он стал военным атташе в Санкт-Петербурге, после порт-артурского сидения под японскими «чемоданами» легко сходившийся с людьми принц стал «своим» для русских офицеров. Позднее, уже во время Балканской войны 1912 года, Виндишгрец был военным атташе в Софии. В общем, Людвиг успешно поднимался по служебной лестнице в разведке.
Японские истребители атакуют русские броненосцы на внешнем рейде Порт-Артура
Всё изменилось в 14-м году, когда трагическая гибель Франца-Фердинанда неожиданно сделала 27-летнего Карла наследником престола. Слишком многое в двуединой монархии завязывалось на личности Франца-Иосифа, разменявшего девятый десяток, потому Карл сразу начал собирать команду чтобы перехватить рычаги власти после смерти императора, которая могла произойти в любой день. Принц Людвиг стал доверенным лицом наследника.
Покушение на Франца-Фердинанда
21 ноября 1916 г. Франц-Иосиф мирно почил во сне и Карл стал австрийским императором Карлом I, а 30 декабря венгерским королём Кароем IV. Казалось, что между друзьями пробежала чёрная кошка, ведь вместо хорошего поста в Вене Людвиг Виндишгрец отправился в Будапешт, где занял скромную на первый взгляд должность начальника Бюро общественного питания.
Карл I
Что греха таить, Австрии было не привыкать к поражениям. Империя падала под градом пропущенных ударов, её били тяжёлыми солдатским башмаками. Однако она всегда поднималась, утирала кровь из рассечённой брови, стискивала сбитые кулаки и снова шла в безнадёжный бой. Но в эту войну всё было иначе.
Австро-венгерские артиллеристы в Палестине. 1916 год
Первая мировая дорого обходилась Землям короны святого Стефана, уже к 17-му году больше половины мобилизованных было убито, ранено или находилось в русском плену. Как и в России большую часть товарного зерна в Венгрии давали принадлежавшие магнатам крупные хозяйства, иные из которых правильнее было называть латифундиями. В мирное время Венгрия считалась житницей двуединой монархии, но постоянные мобилизации оставили помещиков без батраков и рабочих лошадей.
Воинское кладбище в Ловчене, Черногория
Уже с начала 15-го половину муки в венгерском хлебе должны были составлять кукуруза, картофельная мука или ячмень. Летом в неделе появились два мясопустных дня, а к концу года хлеб выдавался строго по карточкам. Австро-Венгрия голодала.
В 1916 году Бюро общественного питания, т.е. министерство продовольствия, по значимости и влиянию, уступало только военному ведомству. В Вене знали, что венгерские политики зондируют Антанту на предмет сепаратного мира. Однако, молодой император и король сам был не прочь заключить его, он только желал, чтобы Венгрия сделала это вместе с Австрией, а не вместо неё.
Будапештский госпиталь императрицы Зиты, мог принять более трех с половиной тысяч раненых
Находившийся на одном из важнейших постов в Будапеште и обладавший богатым разведывательным опытом принц Людвиг Виндишгрец был глазами и ушами Кароя IV во всё более ненадёжном Венгерском королевстве.
Венгерские социал-демократы на Стокгольмской мирной конференции. 1916 год
1916 год выдался неурожайным по всей Европе. Дошло до того, что Виндишгрец распорядился выдавать по карточкам картофельные очистки, клубни уходили в муку на выпечку хлеба. Из-за этого он и получил свое прозвище Картофельный принц - Krumpliherceg по-венгерски.
В блиндаже на итальянском фронте
Впрочем, Виндишгрец недолго оставался министром продовольствия, ему стоил должности очередной правительственный кризис. Однако принца ждало новое назначение - он стал уполномоченным по репарационным поставкам продовольствия при киевском правительстве гетмана Скоропадского.
Немецкий броневик на Украине. Судя по петлицам, какая-то баварская часть. 1918 год
Работы был непочатый край, по Брестскому миру, заключённому Центральной радой с Центральными державами, та обязывалась поставить им лишь одного продовольствия порядка миллиона тонн. Разогнав Центральную Раду и поставив Скоропадского немцы не стали пересматривать условия договора.
Молва приписывала принцу миллионные взятки и откаты, мол венгры получали по карточкам картофельную кожуру из-за продажи принцем всего урожая на корню в Германию. А в Киеве молодого Виндишгреца обвиняли не только в перепродаже реквизированного продовольствия на черный рынок, но и в подделке фунтов и франков.
Принц был авантюристом по натуре, но отнюдь не ради наживы, скорее от карт, бегов и охоты худел его кошелёк. Да и большая часть обвинений в мздоимстве сводилась к русскому «сало грузить и не испачкаться» и особых оснований под собой не имела.
Как и в России, вызванная поражениями на фронтах революция смела в Австро-Венгрии монархию и расколола страну. В отличии от Николая II, сложивший полномочия и ставший эмигрантом Карл I не отрекался от престола. Австрия и Чехословакия объявили себя республиками, а вот Венгрия так и осталась королевством.
Карой IV, плакат времен Революции астр
Венгерская революция, Венгерская советская республика и интервенция соседей, а также попытки Кароя IV вернуть себе венгерскую корону вполне достойна нескольких авантюрных романов. В конце концов англичане отправили беспокойного короля в ссылку на португальскую Мадейру, где он почти сразу и умер от простуды, перешедшей в воспаление лёгких.
Румынский броневик на будапештской площади Октогон, 1919 год
По сию пору смерть считается совершенно естественной. Однако Карл был отнюдь не чепельским безработным, отравленным газом на итальянском фронте, а крепким и здоровым человеком, да и Мадейра далеко не продуваемый всеми ветрами остров Святой Елены.
Принц Виндишгрец был активным участником всех этих событий, именно он обеспечил отправку в Швейцарию поезда с императорскими сокровищами и его охрану в раздираемой революцией стране. Он жил в Швейцарии и вернулся в Венгрию только после ссылки Карла I в 1921 году.
Но самое большое дело ждало Людвига уже в Венгрии и о нем рассказ будет в следующей части.