Наблюдения в национальном парке "Таганай"

Aug 20, 2016 00:28


В этом месяце мы с Анатолем путешествовали по национальному парку "Таганай" (Южный Урал, Челябинская область). Нам открылись темнохвойные леса (ель, пихта), смешанные леса и горная тундра. В парке есть несколько организованных стоянок для туристов, на одной из которых и был наш лагерь.

Мама спрашивает: как отдохнули? А у меня язык не поворачивается сказать, что мы отдыхали. Тяжелые рюкзаки, туда на мне было 15 кг, обратно 11, лишения в еде (ну, не унесешь с собой всего), сон в палатке под уклоном, подъемы в гору, иногда очень тяжелые, 30 градусов жары, а я в носках, ботинках и штанах. А еще вокруг столько всего невиданного ранее, что смотреть по сторонам с расслабленным восторгом туриста я не могла и много времени провела за рисованием.

Хотела написать что-то именно походное, как и что мы делали, что видели, но поняла, что мне это не очень интересно. Зато интересно поговорить об опыте рисовательном, творческом. Я набралась смелости и решила показать некоторые свои наброски. Сама себе задаю вопрос: для чего они и не могу найти убедительного ответа. Для меня это новый способ наблюдения, фиксации своих ощущений, того, что меня тронуло. Раньше я делала фотографию, брала по возможности образец для рисования домой (если нет возможности, то фотографировала с разных ракурсов). А теперь мне стало это не интересно, я фотографирую, но лишь от страха, что рисунки мои не очень понятны и я смогу забыть, что хотела ими сказать. И интересно, что после того, как блокнот заменил мне фотоаппарат, фотографии стали получатся заметно хуже, видимо фокус и силы сместились на другое.



Фотограф Анатоль Езов

Акварель - новый для меня материал, я начала использовать его вот-вот, опять же из любопытства (как и с каллиграфией) и желания как-то вести заметки непосредственно на месте, не нести все домой. Рисовать в полевых условиях часто неудобно, не всегда было куда сесть и даже встать у места, которое привлекло внимание. Вот так это, например, могло выглядеть. Затекали ноги, с одной стороны это торопило (и в общем-то было на руку), а с другой, отвлекало и это уже вредило процессу. На фото ниже место, которое называется Курумники или Каменные реки. Здесь я переживала, что что-нибудь из моего рисовательного упадет в щели между камнями, вызволить это оттуда было бы весьма проблематично.


Фотограф Анатоль Езов

И например, вот что я там рисовала. Здесь камни, покрытые разными лишайниками.


Здесь кусочек мха, лишайники, иголки пихты и ели и маленькая шишка лиственницы. Рисунки на фотографиях получились мелкими, а фона много, это от неуверенности все, вроде как природа отвлечет от неумелого рисования.


Помимо всего прочего, этот рисовальный опыт стал для меня своего рода исследованием себя же самой, того, что мне интересно. Я рисовала какие-то отдельные растения, пейзаж, что-то еще, и процесс рисования вызывал такое ощущение внутри будто я не верю сама себе, лукавлю, хочу рисовать одно, но почему-то решила, что надо другое. В итоге я нашла, что самый большой отклик у меня вызывают такого плана объекты (как на фото выше), зарисовки каких-то групп растительности, которые вместе образуют некий садик, уголок, маленькое дружное пространство. Мне хотелось передавать основные цвета, формы, отношения.

Здесь тоже в фокусе группа и молодое дерево пихты с рыжими концами. Только пихта так делает, выбрасывает ярко-красно-рыжие концы.


И вечером тоже рисовала.


Это наш "лагерь"


Я брала с собой бинокль в надежде наблюдать еще и птиц. И еще лупу брала. Наивный, "голодный" человек. Невозможно объять необъятное, мне нужно было там месяц провести, а то и год, чтобы рассмотреть все, что мне хотелось рассмотреть. Зато увидела шишки пихты (еще дятла удалось наблюдать).


Фотограф Анатоль Езов

Надо отдать должное Анатолю. Мало того, что он очень терпеливо относился к моим продолжительным рисовальным стоянкам, так еще и фотографировал меня. Приятно иметь такую карточку на память. Место на фото называется Откликной гребень, здесь у меня было целых два часа уединения, я могла не переживать что меня ждут, а рисовать от души, пока Анатоль лазил вон на ту гору.


Фотограф Анатоль Езов

Вот такое рисование. Что глядя на это может сказать профессионал. Не представляю! Но как же я сама рада этим рисункам.


Или вот такой. Детали - моя любовь. Здесь они вроде бы как и не очевидны, ну где здесь детали. Молодая рябинка, например, а еще кустик брусники, который забрался на пенёк (на фото не очень видно, простите).


Новое для меня растение, потом узнала, что это Шикша или Водяника.


Затем (на след.день) мы пошли выше. Я думала, что в первые дни увидела все и дальше буду двигаться в глубину, рассматривая детальнее уже увиденное. Но чем выше в горы, тем сильнее разбегались мои глаза, низкорослые ели и вся растительность низкорослая, карликовая даже малина, подстилка в лесу это мох, лишайники, брусника, голубика, черника, шишки и иголки. После непролазных зарослей крапивы в моем лесу, мне показалось, что я в раю!

Это на горе Круглица. Я впервые видела в естественной среде можжевельники, бруснику, голубику, огромное разнообразие лишайников и еще и еще разное.


На вершине горы Анатоль нас сфотографировал.


Вон там внизу я ползаю. Что важно, в этих местах (да и не только в этих, чего уж) нельзя нарушать почвенный покров (т.е. ходить где попало), на его восстановление требуются десятки лет. Как нам позднее рассказали в музее природы парка, чтобы вырасти кусту голубики в условиях этой местности может потребоваться 300 лет (боже, как мне было стыдно за сломанную там веточку!). Перемещалась я по камням, и рисовала на них же.


Фотограф Анатоль Езов

Пока мы были на вершине вокруг нас ходила гроза. Сильно гремело и вдалеке был виден ливень. Ветер постоянно менял направление и казалось вот-вот все это обрушится на нас и бежать некуда. Но пронесло. Только в последнюю ночь нас настиг дождь.

Здесь полянка голубики, черники и брусники (это, кстати, нарисовано в предгорье, на горе черника не растет, только голубика и брусника).


Еще немного.




Напоследок покажу красивейшую фотографию, сделанную Анатолем. Две ночи из четырех небо было усыпано звездами, даже млечный путь был виден. Сколько лет я не видела звезд, даже и не вспомню. У костра не сидела тоже очень и очень давно. А чай с пихтой, можжевельником, брусникой, голубикой, рябиной и много чем еще вообще пила впервые.


Фотограф Анатоль Езов

Домой я привезла натуру и три дня провела с ней, рисовала, рисовала, рисовала. Старалась насколько это возможно бережно относится к растениям, что-то поднимала с земли, не срывала неизвестные растения (вдруг, краснокнижные) и не срывала то, что не довезу до дома. Домашние рисования я покажу отдельным постом.

лесной дневник, sketches

Previous post Next post
Up