Искусство. Ура! Разобралась!

Mar 28, 2013 08:41



©ezeo 2006

Бедненькая… Как же я мучилась! Вон, даже пост про это когда-то написала. Кто не читал - может поржать.

Но на самом деле - тема серьезная. Наконец, я таки разобралась, что такое искусство! Слава всем, кому принято молиться, включая самолет с какого-то тихоокеанского острова! Теперь можно на что-то опираться. А то тема такая - броди в потемках, доказывай, что ты не мудак, а художник…
Итак… С чего бы начать?

Начну я с волшебства окружающего мира. Или нет… Может с чувств начать? Или с волшебства? Черт. Да это про одно и то же! Пинка мне не хватает волшебного, в кои то веки… Ладно начну и правда сволшебства.

Не знаю, у всех ли людей это есть или только у некоторых? Неизвестно мне это. Но, может вы замечали, что иногда мир кажется волшебным, что береза как будто чувствует, что с вами происходит и как будто говорит безмолвно с вами? Как будто дождь плачет, пронизывая вас… А туман таит в себе какие-то сказочные тайны, каких-то волшебных существ, которые вот-вот из него проявятся. Как листья пальмы мечутся на ветру, стеная и молясь о чем-то?

Да, вот именно листья пальмы. Именно их я тогда и видела, когда думала над этой загадкой - что же это за волшебство такое, и правда, ли в окружающем мире есть какие-то созвучные духи. Было это много лет назад - почти 100, ну или около 5-ти, что ли…

Помню, как тогда наконец, до меня доперло, чего это пальма так драматично бьется на фоне свинцового неба и волны и волны так мрачно и значимо бегут одна за другой, окружая наш паром, плывущий куда-то там в Коста-Рике, ощущением бесприютности бытия. Смотрела я на эти волны… И тут до меня доперло. И стала я донимать попутчика своим озарением. Попутчиком, конечно, оказался, Дюша, которому часто приходилось страдать от моих экзистенциальных тем. Сейчас у него иммунитет. А тогда мое озарение, конечно, было не в тему - человек радовался тому, как плывет на кораблике в костариканский заповедник, в котором мы будем рубить лианы и смотреть на ватусу.

И тут я! Дюша - а я знаю, почему все вокруг полно волшебства и почему эти волны такие мрачные! Потому что это чувства!
Гениально же! Ну конечно! Дюше придется забыть о кораблике и слушать тревожный поток сознания.

Потому, что наши чувства сложные и мы не всегда можем в них разобраться и не всегда можем их выразить. И тогда мы ищем что-то снаружи, что выражает их за нас. Причем, делаем мы это не сознательно и можем, даже не замечать, как этот самый дождь плачет. Просто нам грустно, а если пошел дождь, то как-то легче. Я, кстати, предлагаю тем, кому становится грустно, когда дождь, подумать - о чем эта грусть. Не сейчас подумать, а когда станет грустно. Что вы такое не замечаете в зеркале дождя? Или не хотите замечать?

Отчего, вообще то так в России березы шумят? И чего это они такое, белоснежные, все понимают? Почему им вообще к чему-то надо прислониться, если уж по ветру стоят? Какой такой опоры то не хватает? И листву чего бы это они так печально кидают? О чем пичалька то?

Ну вот тут мы плавно переходим к теме чувств и искусства. Листочек, как я, оторвался от веток. Вот так вот… Думаешь, круто будет - а нет, оторвался и не круто! И на сердце горячо и нифига не понятно - без ответа ведь - пусть березы отвечают. Березы - к доске! У нас по всей России березы отвечают. За то мы их и любим. Сколько проекций на них висит, на горемычных…

И надо художнику так березу нарисовать и поэту так ее воспеть, чтоб эти наши чувства, которые не выражены, затронулись. Да художникам и не сложно. У них же самих такие чувства. Они берут эту березу и давай об нее чувства выражать. Не пойдут же и не скажут - слушайте, ребята, друзья там, родственники - я тут от веток оторвался, опоры нет у меня, одиноко мне, и знаю ведь себя, сукина сына - опять оторвусь. Потому как не могу я на ветке - и опять мне одиноко и бесприютно будет… А так, люблю я вас. Что вы вообще есть - ветки мои. И хер меня знает, когда еще к вам вернусь, но знайте, что одиноко мне без вас - вы ценны для меня!

Не скажет. И не потому что гад. А потому что, сложно это. Много всяких запретов культурных нас останавливает даже в том, чтоб чувства осознавать и признавать. Не то, что выражать их.

И полны мы конфликтов всяких внутренних. Потому, как и на ветку хочется - одиноко ведь. И с ветки хочется - скучно ведь. А еще если учесть, что этих конфликтов в нас валом - так и даже не всегда разберешься, что с чем конфликтует. Только березы, художники и психотерапевты могут как-то подсобить. Ну, или водка.

Ну ладно, в общем, идея понятна, что произведения искусства - это проекции внутренних процессов автора, способные вызвать к жизни проекции внутренних процессов зрителя.

Но этого ведь мало. В сущности, к моменту написания того поста, на который ссыль в начале текста, эту идею я уже знала. Но не могла отделить котят от искусства. Скажем - котята - это проекция умиления и заботы, вероятно. А сиськи - желания е_ли. Но не искусство ведь.
Все дело вот в чем. Чувства, которые отражаются в произведении, должны быть достаточно сложны или тонки для того, чтоб их было непросто осознать и предъявить. И тогда произведение искусства проникает в это глубокое одиночество запутавшейся личности и дает ей ощущение присутствия, принадлежности, какого-то внутреннего оживания, тонкой жизни и еще фиг знает чего - чего там кому это дает…

А гармония тут нужна - потому, что чувства - это элемент живого мира, а в живом мире все время присутствует гармония. Не будет гармонии - просто чувство по настоящему не отразится и не зацепится. Гармония - не обязательно приятна. Гармония - это в первую очередь композиционность.

Так что вот:
Искусство - это проекция достаточно СЛОЖНЫХ или ТОНКИХ внутренних процессов автора, способных вызвать к жизни проекции достаточно СЛОЖНЫЕ или ТОНКИЕ внутренние процессы зрителя.

Во как задвинула! Я собой довольна!

Очень хочу включить обратно искусство в свою жизнь. Потому, что так легко чувствовать свое волшебство и легко видеть мир волшебным! Ах! Это прямо увлекает и завораживает…

Пусть меня на это будут вдохнолять фотографии с Пандуса, международного фестиваля современного искусства 2007 года. Это спонтанный перфоманс - я танцую под проекцией моих собственных слайдшоу.

Как же хочется обратно, в искусство…











Вот вам песенка, в которой наглядно, как предмет переживает вместо человека.

Listen or download Вальс при свечах for free on Prostopleer

деятельность Творчество, состояние красота, деятельность Искусство, Я, чувство Радость, психология Мысли, психология Чувства, психология Смысл, состояние Лирика, состояние Вдохновение, волшебство

Previous post Next post
Up