©ezeo 2006
Бедненькая… Как же я мучилась! Вон, даже пост про это когда-то написала.
Кто не читал - может поржать. Но на самом деле - тема серьезная. Наконец, я таки разобралась, что такое искусство! Слава всем, кому принято молиться, включая самолет с какого-то тихоокеанского острова! Теперь можно на что-то опираться. А то тема такая - броди в потемках, доказывай, что ты не мудак, а художник…
Итак… С чего бы начать?
Начну я с волшебства окружающего мира. Или нет… Может с чувств начать? Или с волшебства? Черт. Да это про одно и то же! Пинка мне не хватает волшебного, в кои то веки… Ладно начну и правда с
волшебства.
Не знаю, у всех ли людей это есть или только у некоторых? Неизвестно мне это. Но, может вы замечали, что иногда мир кажется волшебным, что береза как будто чувствует, что с вами происходит и как будто говорит безмолвно с вами? Как будто дождь плачет, пронизывая вас… А туман таит в себе какие-то сказочные тайны, каких-то волшебных существ, которые вот-вот из него проявятся. Как листья пальмы мечутся на ветру, стеная и молясь о чем-то?
Да, вот именно листья пальмы. Именно их я тогда и видела, когда думала над этой загадкой - что же это за волшебство такое, и правда, ли в окружающем мире есть какие-то созвучные духи. Было это много лет назад - почти 100, ну или около 5-ти, что ли…
Помню, как тогда наконец, до меня доперло, чего это пальма так драматично бьется на фоне свинцового неба и волны и волны так мрачно и значимо бегут одна за другой, окружая наш паром, плывущий куда-то там в Коста-Рике, ощущением бесприютности бытия. Смотрела я на эти волны… И тут до меня доперло. И стала я донимать попутчика своим озарением. Попутчиком, конечно, оказался, Дюша, которому часто приходилось страдать от моих экзистенциальных тем. Сейчас у него иммунитет. А тогда мое озарение, конечно, было не в тему - человек радовался тому, как плывет на кораблике в костариканский заповедник, в котором мы будем рубить лианы и смотреть на ватусу.
И тут я! Дюша - а я знаю, почему все вокруг полно волшебства и почему эти волны такие мрачные! Потому что это чувства!
Гениально же! Ну конечно! Дюше придется забыть о кораблике и слушать тревожный поток сознания.
Потому, что наши чувства сложные и мы не всегда можем в них разобраться и не всегда можем их выразить. И тогда мы ищем что-то снаружи, что выражает их за нас. Причем, делаем мы это не сознательно и можем, даже не замечать, как этот самый дождь плачет. Просто нам грустно, а если пошел дождь, то как-то легче. Я, кстати, предлагаю тем, кому становится грустно, когда дождь, подумать - о чем эта грусть. Не сейчас подумать, а когда станет грустно. Что вы такое не замечаете в зеркале дождя? Или не хотите замечать?
Отчего, вообще то так в России березы шумят? И чего это они такое, белоснежные, все понимают? Почему им вообще к чему-то надо прислониться, если уж по ветру стоят? Какой такой опоры то не хватает? И листву чего бы это они так печально кидают? О чем пичалька то?
Ну вот тут мы плавно переходим к теме чувств и искусства. Листочек, как я, оторвался от веток. Вот так вот… Думаешь, круто будет - а нет, оторвался и не круто! И на сердце горячо и нифига не понятно - без ответа ведь - пусть березы отвечают. Березы - к доске! У нас по всей России березы отвечают. За то мы их и любим. Сколько проекций на них висит, на горемычных…
И надо художнику так березу нарисовать и поэту так ее воспеть, чтоб эти наши чувства, которые не выражены, затронулись. Да художникам и не сложно. У них же самих такие чувства. Они берут эту березу и давай об нее чувства выражать. Не пойдут же и не скажут - слушайте, ребята, друзья там, родственники - я тут от веток оторвался, опоры нет у меня, одиноко мне, и знаю ведь себя, сукина сына - опять оторвусь. Потому как не могу я на ветке - и опять мне одиноко и бесприютно будет… А так, люблю я вас. Что вы вообще есть - ветки мои. И хер меня знает, когда еще к вам вернусь, но знайте, что одиноко мне без вас - вы ценны для меня!
Не скажет. И не потому что гад. А потому что, сложно это. Много всяких запретов культурных нас останавливает даже в том, чтоб чувства осознавать и признавать. Не то, что выражать их.
И полны мы конфликтов всяких внутренних. Потому, как и на ветку хочется - одиноко ведь. И с ветки хочется - скучно ведь. А еще если учесть, что этих конфликтов в нас валом - так и даже не всегда разберешься, что с чем конфликтует. Только березы, художники и психотерапевты могут как-то подсобить. Ну, или водка.
Ну ладно, в общем, идея понятна, что произведения искусства - это проекции внутренних процессов автора, способные вызвать к жизни проекции внутренних процессов зрителя.
Но этого ведь мало. В сущности, к моменту написания того поста, на который ссыль в начале текста, эту идею я уже знала. Но не могла отделить котят от искусства. Скажем - котята - это проекция умиления и заботы, вероятно. А сиськи - желания е_ли. Но не искусство ведь.
Все дело вот в чем. Чувства, которые отражаются в произведении, должны быть достаточно сложны или тонки для того, чтоб их было непросто осознать и предъявить. И тогда произведение искусства проникает в это глубокое одиночество запутавшейся личности и дает ей ощущение присутствия, принадлежности, какого-то внутреннего оживания, тонкой жизни и еще фиг знает чего - чего там кому это дает…
А гармония тут нужна - потому, что чувства - это элемент живого мира, а в живом мире все время присутствует гармония. Не будет гармонии - просто чувство по настоящему не отразится и не зацепится. Гармония - не обязательно приятна. Гармония - это в первую очередь композиционность.
Так что вот:
Искусство - это проекция достаточно СЛОЖНЫХ или ТОНКИХ внутренних процессов автора, способных вызвать к жизни проекции достаточно СЛОЖНЫЕ или ТОНКИЕ внутренние процессы зрителя.
Во как задвинула! Я собой довольна!
Очень хочу включить обратно искусство в свою жизнь. Потому, что так легко чувствовать свое волшебство и легко видеть мир волшебным! Ах! Это прямо увлекает и завораживает…
Пусть меня на это будут вдохнолять фотографии с Пандуса, международного фестиваля современного искусства 2007 года. Это спонтанный перфоманс - я танцую под проекцией моих собственных слайдшоу.
Как же хочется обратно, в искусство…
Вот вам песенка, в которой наглядно, как предмет переживает вместо человека.
Listen or
download Вальс при свечах for free on
Prostopleer