Воспитанные люди

Jan 18, 2013 10:50

С лёгкой руки Дины Рубиной читаю письма Чехова. Вот одно из них - написанное Чеховым в 1886г. брату Николаю.
Что за прелесть!!!

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мяг­ки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей ре­ ( Read more... )

автор, человек, мысли, проза, психология

Leave a comment

Comments 38

margopa January 18 2013, 23:35:10 UTC
забавное противоречие получилось:
"уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей ре­зинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не гово­рят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
"Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки.
Спать с бабой, дышать ей в рот <...> выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг - и всё это из-за чего!
истина, наверно, где-то посередине, в зависимости от ситуации)))

Reply

eyange January 19 2013, 09:00:02 UTC
В этом письме Чехов исходил из конкретного характера Николая, его взаимоотношений с женщинами, поэтому так и написал. Тот был талантлив, как художник, но страшно ленив, не держал слова, пил..., да и женщины у него - особого сорта (пьющие, грубые и пр.). Однако в целом рассуждения - верные. Сама понимаешь, письма конкретны - они обращены к определённому человеку. Вчера прочла, что после смерти Чехова его сестра собрала около 2000 писем. Литературные советы нашла в письмах Чехова к брату Александру. В них, в частности, фразы, которые впоследствии стали афоризмами: "литература - это труд"; "сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать"; "краткость-сестра таланта ( ... )

Reply

margopa January 20 2013, 14:57:13 UTC
да, мне тоже нравятся эти места в письмах
когда пишу постоянно вспоминаю о блике луны и стараюсь описания делать краткие, но образными
не всегда, правда, получается, иногда над одним абзацем месяцами бьюсь

Reply

eyange January 20 2013, 20:05:16 UTC
Трудно, да.
Но ведь как писал! Рассказ в один присест (за 2-3 часа)

Reply


gignomai January 19 2013, 07:43:03 UTC
Извините, Елена, оффтоп.
В публикации о детях-сиротах в "Школе жизни" Вы написали:
"в 21 веке - веке «светлого будущего» цифра эта (сирот) приближается к 800 тысячам человек, но многие эксперты считают, что их не менее 2-4 миллионов".
Не могли бы Вы пояснить, о какой цифре шла речь - о сиротах? о беспризорных (такие цифры, действительно, назывались)? И что это за эксперты, где можно познакомиться с их опубликованными оценками и их обоснованием?
Владимир Рокитянский

Reply

eyange January 19 2013, 09:11:36 UTC
Владимир, добрый день! Не поняла, о какой статье идёт речь? Заглянула к себе в "Школу жизни", увидела одну статью по теме "демография" - "Итоги переписи 2010", остальное - биографии. Когда преподавала, тема демографии была близка (можно сказать, одна из любимых)))). Как правило, цифры брала из проверенных источников - в частности, официальные итоги переписи за разные года, статьи сотрудников МГУ. Всё дело в том, цифры за КАКОЙ год. Сами понимаете, если взять цифры по сиротам, беспризорникам, наркоманам за 2000, будет одно, за 2010 - совсем другое.

Reply

gignomai January 19 2013, 10:01:22 UTC
Добрый день, Елена ( ... )

Reply

eyange January 20 2013, 18:42:26 UTC
Владимир, спасибо, что напомнили - уже забыла об этой статье :-(((
Залезла в лекции, по которым читала "демографию России", нашла, откуда взяла эту цифру (к сожалению, без указания источника СМИ, где было опубликовано).

"При этом специалисты отметили, что за те же 10 лет количество детей с сахарным диабетом увеличилось на 80%, резко возросло потребление алкоголя и наркотиков, а число детей-инвалидов возросло до 617 тысяч человек. За тот же период количество детей-сирот увеличилось вдвое и превысило 700 тысяч человек. Такие данные привела глава думского Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова. «Большинство из них - социальные сироты, сироты при живых родителях», - отметила депутат".

Reply


delfina_online January 19 2013, 17:13:12 UTC
такое ощущение, что Чехов это писал и в отношении себя... судя по последним строкам, это было не так легко среди общего невежества и невоспитанности... "Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля", но есть люди, у которых это все в крови - им не нужно прилагать больших усилий, чтобы быть воспитанным:)) если не ошибаюсь, это Пастернак сказал - "Интеллигентный человек - это тот, кто сомневается" и в этом он прав.

Reply

eyange January 20 2013, 20:10:01 UTC
Вот смотри, четыре брата - от одних родителей, с похожим воспитанием, но какие разные. Может, воспитанность и в крови. А может, результат самовоспитания, уважения к другим.
Что касается интеллигентности, особый вопрос. Русская интеллигенция себя несколько "подмочила" - прежде всего, бесконечными сомнениями и бездействием. И взглядом на всех прочих свысока.

Reply

delfina_online January 21 2013, 09:43:14 UTC
я думаю, очень трудно не измениться (даже если ты хорошо воспитан), когда вокруг тебя о воспитанности нет и речи... я думаю, Чехов именно об этом писал (как трудно не опуститься и остаться самим собой в той среде, в которой он жил) - для этого нужен каждодневный труд и определенные усилия; Лен, по поводу интеллигенции - не надо обобщать, надо говорить о конкретном человеке, о его мыслях и поступках... особенно про "взглядом на всех прочих свысока":))

Reply

не надо обобщать, надо говорить о конкретном человеке, eyange January 21 2013, 10:03:44 UTC
Верно, Натали.
Спасибо, что поправила

Reply


Небыдло livejournal January 20 2013, 13:40:55 UTC
Пользователь muzika_dogdia сослался на вашу запись в записи « Небыдло» в контексте: [...] й дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля.Тут дорог каждый час...». отсюда [...]

Reply


Leave a comment

Up