Литературные штампы

Nov 21, 2010 00:38

Редакторы, критики и даже читатели любят искать штампы. Порой кажется, что этот поиск сродни сбору грибов. «А заглянем сюда… - наверняка спрятался, голубчик!» И если спрятался/найдут, тут же вычёркивают и разводят руками: «Ну, батенька, это - графоманство!»
Встретила статью «Штампы - «за» или «против»» http://zhurnal.lib.ru/b/bioversum/stamps.shtmlRead more... )

автор, ликбез, русский язык, литературная мастерская

Leave a comment

Comments 49

(The comment has been removed)

eyange November 21 2010, 10:33:04 UTC
Конечно, Инесса.
Всё, что на пользу автору, пусть шагает дальше :-)).

Reply


chernika_n November 21 2010, 10:13:18 UTC
Избежать штампов в литературе сейчас уже трудно... Столько написано, что создать что-то совершенно новое невозможно, поэтому ты, Лена, права, нужно искать оригинальность не в формах, а в деталях образа и сюжета. Если сделать это ярко, если в штамп (а куда от них деться) будет вплетен свежий взгляд и трактовка образа, это означает, что автор с задачей справился. А если написал так, что за деталями не видно костистого остова штампа, он написал шедевр!))

Reply

eyange November 21 2010, 10:57:36 UTC
Отлично, Надюш! Поняла твою мысль и поддерживаю.
Пусть написали почти обо всём, пусть любой сюжет - уже некий штапм, но стоит изменить УГОЛ ЗРЕНИЯ, получится совершенно новое произведение.
И ведь слова в разных "руках" играют по-разному.

Reply

chernika_n November 21 2010, 13:27:28 UTC
Именно! Если автор сам не является "штампом", то его видение жизни(реальной или фантазийной) неповторимо, дело только за тем, чтобы хватило словарного запаса и искусства описать взгляд из своего МИРА.

Reply

eyange November 21 2010, 22:15:48 UTC
Надя как-то мне написал, что в художественном училище им давала четыре краски, а из них надо было составить всю многоликую палитру. В данном случае у нас больший ряд, и важно создать многоцветие.

Reply


gala_vrublevska November 21 2010, 10:58:25 UTC
Считаю, что штампы должны быть в арсенале писателя, как сознательные единицы, особенно в крупном произведении. Они узнаваемы читателем, в одно слово или предложение уже вложен смысл целой страницы, поэтому с помощью штампа (речевого) можно убрать длинноты в малозначимых событиях. И с другой стороны - в романе могут быть ключевые сцены, где штампам места нет, там должна быть индивидуальная работа мастера над словом.

Что касается сюжетных штампов, то их присутствие неизбежно, так нет абсолютно новых сюжетов. Но поскольку сюжет в целом является комбинацией маленьких сюжетиков, то надо стараться эту комбинацию сотворить уникальной.

Reply

eyange November 21 2010, 11:23:31 UTC
Галя, эта тема напомнила мне основы воспитания детей.
Постоянные окрики родителей - "Нельзя!", "Плохо!", "Так не делают!" - приводят к тому, что ребёнок (с ещё неокрепшей психикой) начинает метаться. Он понимает, что должен жить по законам социума, но индивидуальность, ярче всего проявляющаяся в детстве, рвётся наружу. Ребёнку хочется быть особым.
Идёт некое забивание гвоздей - всё должно быть ровненьким. А дальше совместные усилия общественных (и домашних) институтов приводят к тому, что человек начинает говорить штампами, думать штампами..., а индивидуальность - где-то за тридевять земель. И вот приходит время, когда возникает потребность самовыражения. Как вытащить свой ОСОБЫЙ взгляд и при этом быть понятым? Штампы - некий мостик. Набор устойчивых речевых оборотов, которыми изъясняются все. Вот к ним и надо добавить свою индивидуальность - чтобы быть понятым, узнаваемым (но при этом не потерять связи). Не знаю, удалось ли выразить мысль.

Reply

gala_vrublevska November 21 2010, 14:34:06 UTC
Очень подходящее сравнение, Лена.

Reply

eyange November 21 2010, 22:17:38 UTC
Я получила твоё письмо. Раньше письма о баннере не видела - видимо, затерялось. Завтра напишу. Только что ушли гости.

Reply


irina_lazareva November 21 2010, 12:54:11 UTC
Я считаю, и как-то писала об этом, что все средства языка надо подчинять тому, что хочешь изобразить, да так, чтобы действительно был цвет, вкус, запах, пространство. Надо ли для этого изощряться, сомневаюсь, хотя это дело каждого автора.
Кто-то ввел писательский термин: ловец слов. Вот самое точное определение. Иногда мучительно трудно подобрать наиболее яркое, емкое, живое слово, так, чтобы написать одно-два вместо витиеватой фразы. Ведь нельзя забывать и о краткости в наше время. Сейчас мало кто будет тратить время на разглагольствования автора, век не тот, предпочтения не те, и с этим надо считаться.

Reply

Ловец слов eyange November 21 2010, 22:20:30 UTC
Вот этим и надо заниматься. Ловить слова, пробовать их на вкус, складывать с другими, как пазлы.... И через всё это искать свой стиль.
И быть свободным.
Тогда всё получится.

Reply


lidiamp November 21 2010, 13:58:51 UTC
Лена, очень хорошо написала ( ... )

Reply

gala_vrublevska November 21 2010, 14:40:04 UTC
И я о том же говрю, Лидия,что испльзовать штампы можно, только сознавая это. Как ты заметила, уместно подчеркивать интонацией.
Скажем написать, у "нее, как говорится, была осиная талия" - можно, не изыскивая особенных эпитет-метафор, а потратить свои творческие поиски на выражение других качеств, более важных для данной героини.

Reply

lidiamp November 21 2010, 14:59:11 UTC
Галя, ты просто гениально проиллюстрировала мысль, которую я пыталась донести! Вот это самое "так сказать" снимает излишнюю серьёзность, показывает. что автор сознаёт, что применяет штамп, непринуждённо и чуть шутливо оговаривает это и тем самым снимает весь вред штампа для текста. Обезвреживает его таким простым приёмом. И тогда, вот так обыгрывая, штампы вполне можно применять. А вот бездумно, автоматически - не стоит.

Reply

eyange November 21 2010, 22:27:02 UTC
Лида, рада, что ты опять в наших рядах.
Спасибо за комментарий!
Согласна, автор статьи ввёл некоторый гротеск, но он молодец -ведь мало кто говорит о штампах в таком ключе.
Всё больше: "Ох!. Ай! Убираем!" Лишний раз убеждаюсь, что мнение авторитетов - всего лишь мнение, а не норма. И дело не в том, кто сколько штампов употребляет, а во внутренней свободе и умении преподносить обычное необычно.

Reply


Leave a comment

Up