О толпе, англичанке и клевете на Государя и... генерал-губернатора. - 2 17.02.

Feb 17, 2023 15:06

(начало - здесь)

Как спрятать мертвый лист?

Обратим свое внимание еще на два момента.

Если бы Особое Установление вынесло длинный ряд из 120 киосков еще на 20-30 шагов ближе ко рву, к самому краю его, то никаких жертв, кроме задохнувшихся во рву не было бы, поскольку взбираться к буфетам можно было бы только поодиночке, и давку у самих киосков организовать было бы просто некому.

Если бы, с другой стороны, ров хотя бы как-нибудь, но был засыпан вровень с остальным пространством на месте бывшего «павильона-звезды», то эффекта также никакого бы не было; народ на огромном пространстве бывшей Выставки распределился бы сравнительно равномерно, и терпеливо бы дождался 10 утра. Поскольку число погибших от давки и духоты в этом случае было бы близко к нулю.

А толпа, подчеркнем вновь, по всем данным следствия была настроена мирно.



Второй вариант, очевидно, не годился тайным организаторам катастрофы. Но и первый был плох. Некому было бы кидаться на киоски. Из 6-метрового рва на штурм не бросишься.

В реалиях утра 18 мая 1896 года на киоски бросились только те, кто стояли на сравнительно ровном участке поверхности шириной в 20-30 шагов между линией киосков и краем рва. В некоторых местах это пространство суживалось до 5-7 шагов. Поместиться на нем могло порядка 10, вряд ли 20 тысяч человек. Плотность здесь просто не могла быть той, что во рву - избыточные падали бы обратно в ров. А еще около полуночи, как свидетельствует тот же Василий Краснов, между будками можно было пробраться на поле гуляний.



Вот эти несколько тысяч и участвовали в 6 утра в штурме киосков, столкнувшись при этом с немногочисленными пробравшимися на поле гуляния. Но те плотной массы не образовывали и к киоскам кинулись только при криках: «Дают!»

Сшибка этих масс и дала те примерно 100 разбившихся о киоски и порядка 400-500 раненых.

Говорить о том, что «миллионная» толпа, собравшаяся на месте бывшего павильона-звезды, бросилась на штурм киосков по головам стоявших во рву, даже не бред, а полный идиотизм.

Было уже светло, и представьте, стоите вы на краю 4-6-метрового обрыва, заполненного внизу людьми. Под вами на глубине 3-5 метров лес голов. Попробуйте пробежаться по нему хотя бы мысленно!

И наконец, если бы «миллионную» толпу согнали бы все же, скажем пулеметами, в этот ров и далее на «штурм» ларьков, то число жертв, исчислялось бы в этом случае не тысячью, а сотнею тысяч. Именно столько людей стояло, стиснутое во рву и было бы затоптано «миллионною» толпою.

Что же было в 6 утра

Наиболее реально картина столкновения при начале раздачи в 6 часов утра восстанавливается в следующем виде. На киоски навалилась толпа, стоящая между ними и краем рва, столкнувшись при этом с теми, кто ринулся со стороны поля. Здесь и раздались те, описываемые всеми свидетелями крики, стоны, треск ломающихся досок и костей. Освободившееся пространство перед киосками стали заполнять выбиравшиеся с левой, мелкой стороны рва и справа, со стороны Петербургского шоссе.

Поскольку и при нормальном раскладе на раздачу подарков четыремстам тысяч человек требовалось 23 минуты, то примерно за это время все и произошло и закончилось. Без дополнительных жертв. Тем паче, раздали не все подарки. Выше уже отмечалось, что и несколько часов спустя они все еще были в свободном доступе.

Наличие разбившихся о киоски было абсолютно необходимо, для того чтобы придать тщательно подготовленной катастрофе оттенок спонтанности. Прикиньте сами. Какие выводы могли быть бы сделаны, если наличествовали только погибшие во рву от компрессионной асфиксии?

Это что же получается, господа? Стоял себе народ, мирно стоял. Полиция даже не требовалась. И вдруг вымер в количестве более тысячи. «Это ведь редко какая битва столько жертв уносит!», - восклицает в своем дневнике Алексей Сергеевич Суворин. И в данном случае его голос - глас большинства.

Так спрашивается, где стоял? Почему стоял?

Могли дойти и до павильона демонтированного, и стоимость перевозки его и возведения на новом месте оценить. Последнее конечно, вряд ли. Не 1937 год все же. Во врагов народа по наивности тогда не верили.

Тем не менее, за неосторожную фразу об этом, сказанную на Нижегородской выставке через три недели после событий утра 18 мая известным болтуном и фанфароном дядей Гиляем за веселым завтраком «под веселой козой», в присутствии чиновников Министерства Финансов, вылетел дядя Гиляй как миленький в три дня с выставки. Освещать ее достижения народам Поволжья и Северного Кавказа. Хорошо хоть командировочные оформили «по-генеральски». «Кто-то» очень не желал, чтобы подобная версия получила право на существование. Даже в шутейном разговоре.

Сам того не подозревая, Гиляровский, судя по всему, попал в «десятку». И ведь, по сути, впервые в дружеском разговоре выразил он свои искренние личные впечатления от «Ходынки». От смертного ужаса стояния во рву.

В отличие от своей знаменитой статьи в Русских ведомостях, где он вслед за Министерством Двора повторяет сказку, в которой основные жертвы приписаны броску толпы к киоскам в момент начала раздачи в 6 утра. Эти «десять мучительнейших минут» около 6 утра, − как времени наибольших жертв Ходынки, − и вошли потом и в народный эпос, и в энциклопедии.

А вот истинные причины, методы организации катастрофы и главные ее виновники до сих пор не стали субъектами не только следственного, но и какого-либо иного рассмотрения.

Неизвестная Ходынка. Часть 2

Явление Витте



И уж совершенно избежал пристального внимания к себе один из главных реальных фигурантов по делу о Ходынской катастрофе наш известный и талантливый финансист Сергей Юльевич Витте, будущий граф Полусахалинский.

Следует честно признать, что вначале в «деле о Ходынке», Сергей Юльевич попал мне в поле зрения исключительно как один из свидетелей. И только когда большая часть этого «исторического расследования» была уже завершена, почти неожиданно для меня самого стал соучастником.

Уже описаны были деятели и московской и петербургской «команд», проанализированы сходные катастрофы. То, что Ходынка не случайность, было очевидно из общего анализа, включая даже сравнительные «графики подготовки» французской и русской революций. Но «внутренний голос» подсказывал, что какой-то важный фактор ускользает от внимания, оставаясь неучтенным.

И тогда, пришлось на новом витке вернуться к реконструкции Ходынки. Пришлось подробнее рассмотреть картографию «Ходынки», а заодно и Всероссийскую выставку 1882 года, которая все время каким-то боком влезала в повествование.

Вот тут и столкнулись мы с Гиляровским в «веселой козе», и только после этого, кстати, стал окончательно понятен маршрут его вечерне-ночной прогулки по Ходынке, и по какому именно полю он ходил в своих Воспоминаниях.

И стало ясно также, где между Бегами и «полем гуляний» смогли расположиться стотысячные толпы первопроходцев Ходынки.

На месте, освобожденном для них стратегическим тщанием графом Витте.

Но может, это была все же злосчастная случайность?

И тут в памяти возникли «причалы Дальнего»…

Трагедии Ходынки и Порт-Артура - родные сестры

Дело в том, что, очень похожая «случайность» вновь повторилась спустя несколько лет. И стала едва ли не главной причиной падения русской дальневосточной твердыни - крепости Порт-Артур 1.

Приведем конкретику по подготовке Порт-Артура к обороне.

Трижды урезали и сокращали

Занимая относительно выгодное положение, Порт-Артур был плохо оборудован как база для Военно-Морского флота: внутренняя гавань для стоянки кораблей была тесна и мелководна и имела всего один выход, причем очень узкий и мелкий. Внешний рейд, совершенно открытый, был опасен для стоянки кораблей. Не хватало доков и складов.

Кроме того, Порт-Артур не был достаточно защищен с суши и с моря.

Устройство в Артуре сухопутной крепости с солидными сооружениями и сильным гарнизоном, которая могла бы быть оплотом всей нашей тихоокеанской эскадры и была бы способна выдержать продолжительную осаду превосходных сил противника, было решено принципиально вслед за занятием этого пункта, в марте 1898 года.

Проект обороны Порт-Артура трижды урезали и сокращали.

Линию укреплений настоянием Военного Министра Куропаткина все приближали к городу, а значит к военно-морской базе. По самому экономному проекту обороны на строительство укрепрайона требовалось 15 млн. рублей и требовалось их освоить не позже, чем к 1903 году. К 1904 году Министр Финансов Витте счел возможным выделить из этих средств меньше трети, растянув при этом строительство сооружений до 1910 года.

Усилиями Витте и Куропаткина морская база и крепость строились чрезвычайно медленно. К февралю 1904 года на приморском фронте было возведено всего 9 батарей долговременного типа и 12 временных. Еще хуже обстояло дело со строительством на сухопутном фронте. Там были окончены только один форт, три временных укрепления, три литерные батареи и находились в процессе постройки три форта, одно укрепление и одна литерная батарея.

Строительство остальных объектов не было даже начато. К началу войны крепость имела на вооружении готовых к действию всего 116 орудий, в большинстве своем устарелых образцов, из них на морском направлении 108, а на сухопутном только 8!

Вместо 542 орудий по табели 2.

«Ахиллесова пята» Порт-Артура

Но самое главное: в структуру крепостных укреплений усилиями того же Витте была как бы вмонтирована изначально «ахиллесова пята» Порт-Артура.

Инженер-полковник Константин Величко, автор проекта оборонительных сооружений Порт-Артура, представил смету на сооружение крепостных верков, рассчитанных на 11-дюймовый калибр (279 мм).

Министр Финансов Витте приказал сократить эту смету почти вдвое − и ограничиться укреплениями, рассчитанными на 6-дюймовый калибр. Военный Министр генерал Куропаткин не возражал.

Действительно, зачем такая перестраховка? При тех дорогах, которыми располагала на 1900 год потенциальная армия вторжения и осады Порт-Артура, орудия тяжелее 6-дм подвести к линии обороны крепости было нереально. Разрушить же форты и расстрелять эскадру, калибром в 6-дм было технически невозможно, на что и упирали господа Витте и Куропаткин, мотивируя для Государя приближение линии обороны к городу и базе, и сокращение толщины стен порт-артурских фортов и дотов.

Дело в том, что 11-дюймовые орудия − это целые инженерные сооружения невероятной тяжести и абсолютной нетранспортабельности. Доставить к Порт-Артуру даже чисто теоретически можно было только следующим путем: сначала морем из Японии или откуда там еще. Выгрузить их на хорошо оборудованные глубоководные причалы, и далее − только железнодорожным путем.

Поскольку в 1900 году, когда был утвержден Государем проект Величко, ближайшие порты и железные дороги, которыми могли воспользоваться японцы, были только в Корее и даже до ее северной границы с нами близко не доходили, вероятность доставки их к предполагаемому месту боевых действий граничила с нулевой. И в принципе ее можно было не учитывать.

Поэтому все предыдущие действия Министров Военного и Финансов, при всей их вредоносности и злонамеренности, решающей бы роли в падении Порт-Артура не сыграли. От 6-дюймовок русский солдат и матрос отбились бы. Стояли, если бы приказано было, хоть до сих пор.

Но именно 11-дюймовым японским снарядом, пробившим на форте № 2 бетонную плиту, рассчитанную на 6-дюймовый снаряд, был убит 2 декабря 1905 года главный защитник Порт-Артура генерал Роман Исидорович Кондратенко.

Именно 11-дюймовые снаряды гигантских японских мортир, установленных на высотах, окружающих русскую Военно-Морскую базу, потопили могучие русские броненосцы, запертые в ловушку Порт-Артурской гавани.



Общий вид города Порт-Артура. 1904 г.

Убийца Порт-Артура

Трагедией для Порт-Артура стало то, что к началу войны порт с глубоководными, прекрасно оборудованными по последнему слову техники причалами построен был!

В непосредственной близости от него.

В 35 верстах к северу от Порт-Артура усилиями Министра Финансов Российской Империи С.Ю. Витте возник коммерческий порт и город Дальний, который Антон Керсновский назвал убийцею Порт-Артура 3.

Строительство Дальнего обошлось казне по разным оценкам от 20 до 43 миллионов рублей!

Последнюю цифру, как наиболее правдоподобную, указал журнал «Морской сборник» в 1922 году 4. Почти эту же цифру приводит в своих дневниках многознающий Суворин, добавляя при этом, что немалую сумму из них положил себе в карман родственник второй жены Витте, некий инженер Югович 5:

“Дальний стоил 42 миллиона”.

Деньги брались из урезанных кредитов на армию и флот. Только на тех же фортах и редутах Порт-Артура хозяйственный Витте сэкономил из отпущенных пятнадцати − десять миллионов рублей!

Нерасчетливость и мечтательность?

Но самое любопытное, что экономически Дальний себя никоим образом не оправдал. Как не оправдал себя в свое время перенос павильона-звезды.

Вот что пишет о Дальнем Б.В. Норригаард, представитель лондонской газеты «Дэйли Мэйл» в осаждающей Порт-Артур японской армии, автор известной книги «Великая осада. Порт-Артур и его падение»: «Дальний вырос вполне готовым к жизни гораздо скорее, чем вырастающие как грибы американские города.

Город был основан по мысли одного человека и выстроен по одному его слову. Несколько рабочих лачуг в первом году, хаос леса, кирпичей и известки в течение второго года, а в конце третьего − красивый город с отлично распланированными и хорошо вымощенными улицами.

В нем появились сады и парки, водопроводы и электрическое освещение, уютные, чистенькие виллы и монументальные казенные здания, две хороших гостиницы, собор, доки, молы и гранитная набережная; таков стал Дальний − … какой-то вихрь жизни, искусственный рост, какого не знает история…»



Дальний в 1903 году. Очень миленький городок и для наших дней. Не сравнишь с Порт-Артуром

Только стоимость волнолома для защиты судов от волнения составила, по словам Норригаарда, три миллиона фунтов стерлингов! В переводе на русские деньги − 19 млн. рублей золотом 6!

В четыре раза дороже, чем стоили все неоконченные укрепления Порт-Артура!

И при этом город был пуст. Собственно, это и по фото видно. Вся торговля по-прежнему шла через Порт-Артур. Норригаард объясняет это нерасчетливостью и мечтательностью товарища Витте. Его экономической, так сказать, бездарностью!

Вот так. Стоял себе шикарный свежеотстроенный город с 19-миллионнорублевым молом и чего-то ждал. И дождался, конечно.

Хороший экспромт должен быть тщательно организован!

Когда Антон Керсновский говорит, что Дальний убил Порт-Артур, то это имеет не фигуральный смысл и не метафорическое значение.

11-дюймовые монстры, превратившие в бетонную пыль форты и редуты Порт-Артура, и прицельно расстрелявшие с окружающих город и порт высот 1-ю Тихоокеанскую эскадру, были доставлены к Порт-Артуру именно благодаря использованию прекрасно оборудованных, снабженных всем необходимым погрузочно-разгрузочным оборудованием, глубоководных причалов Дальнего.

Загодя возведенных стратегическим тщанием графа Витте.

Умные люди − все продумывают загодя. Особенно такого математического ума, который все отмечали у блестящего и незаурядного Министра Финансов.

Хороший экспромт должен быть тщательно организован!

Совершенно аналогичную картину мы видим с организацией катастрофы Ходынки.

Круг замкнулся.

Подведем итоги

В шесть часов утра 18 мая 1896 года на Ходынском поле на линии киосков с подарками произошло отнюдь не то, что принято считать Ходынской катастрофой или трагедией Ходынки.

Произошла не катастрофа, уже на самом деле имевшая место, а более или менее грамотное сокрытие ее истинных следов и масштабов.

Более чем на 100 лет «мертвый лес» Ходынки был спрятан за ее «мертвыми листьями» 7.

Тысячные жертвы тщательно подготовленной и организованной давки во рву были прикрыты сравнительно немногими задавленными и покалеченными при «штурме» киосков.

Поскольку пострадавшие там, считая убитых и раненых, составили несколько сот человек, − в общем ужасные цифры для мирного времени, в мирной стране, да еще в дни ее национального праздника! − то учесть точно, кто где погиб, учитывая скорость уборки тел и пострадавших, никто не удосужился.

Все свидетельские данные по понятным причинам субъективны, к тому же большинство раненых пришлось именно на сражение у киосков, а раненые всегда привлекают к себе большее внимание, чем павшие.

Так и родилась версия о «внезапном броске толпы» за подарками. Версия, казалось, навсегда скрывшая за собой истинную динамику и картину катастрофы. А главным соучастникам и соорганизаторам катастрофы из «команды Петербурга» эта версия вообще была чистый подарок, давая возможность «перевести стрелки» на «команду Москвы».

И если бы не поразительное сходство двух крайне странных «внеэкономических» действий талантливого финансиста Витте, постройка многомиллионного и никому не нужного Дальнего, и влетевший в золотую копеечку внешне бессмысленный перенос громадного сооружения из Москвы в Нижний Новгород, то многое в организации столь необходимой врагам Третьего Рима (Российской империи и ее приемников - ред.) Ходынской трагедии было бы не до конца очевидно.

Поистине, всякое преступление оставляет экономический след.

Следует с прискорбием признать, что в определенной степени цель организаторов Ходынской катастрофы «по гашению морального и сакрального облика» русской монархии была достигнута.

Коронация 1896 года оказалась «в общественном мнении» связана с именно с событиями на Ходынском поле, а для многих и заслонена ими. Чем больше проходило лет, тем более эффект этого «замещения» усиливался.

Кроме кровавого пятна на образе Русской Православной монархии, катастрофой Ходынки был внесен некоторый диссонанс в отношениях между Государем и Великим Князем Сергеем Александровичем и между сестрами Александрой и Елизаветой Федоровнами...

В общем...Информация для размышления. А различные базарные клеветы на убиенного Великого Князя Сергея Александровича нужно просто отвергать. И да,кто их принесет в комменты - просто забаню и пошлю...на фигбук. Бо к реальности имеют еще меньшее отношение. Dixi.

знания которыми нельзя пренебрегать, Империя, Расследование, История, Англичанка гадит, Русская трагедия, мрачно

Previous post Next post
Up