Потому что на "услугообмене", в отличие от товарообмена, капитализма не построишь.
UPD. Только из товарного производства. Из оборота денег (которые символические эквиваленты стоимостей) не возникает, от перекладывания сотенной по карманам копейка не заведётся. А товарообмен с точки зрения возникновения стоимостей ничем не отличается от обмена услугами.
Услуга - это сдельный акт непосредственного потребления рабочей силы. Рынок, развитое производство, технологические цепочки и т. д. на базе чистых услуг выстроить невозможно - нет предмета, значит нет и денег как измерителей стоимости (и их знаков), возможности отчуждения труда при оказании услуг несравнимы с таковыми при производстве товара на продажу. А без всего этого нет ни капитала, ни капитализма.
Это как с построением государства земледельцами и скотоводами. И те и другие производят еду, но одни привязаны к земле, а другие могут сесть на коня и/или отогнать овец и производить свою еду где-то в другом месте, отдельно от хозяина. Потому скотоводческие государства жили иногда хорошо, но всегда по историческим меркам недолго.
Впрочем, базовый "товар", прототовар, существовавший до всякого рынка и даже до труда, создавшего человека, и предопределивший всё общественное развитие был всегда - это как раз еда.
Т. е. фундаментальное свойство, не дающее услуге стать полноценным товаром - это отсутствие возможности ее полного отчуждения от работника. Казалось бы очевидность - но многие эту очевидность почему-то просто не видят.
UPD. Спасибо тов.
yury_finkel за
известный ресурс.
2.1. Услуга и её отличие от товара
Труд работников, оказывающих услуги, воздействует непосредственно на человека. Поскольку «товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» [1], вещь, как носитель полезных свойств, а не эти полезные свойства сами по себе, то услуга, не являющаяся вещью, не является и товаром. Товар - это овеществлённый мёртвый, прошлый труд, в то время как услуга - живой труд. При продаже услуги продаётся не вещь, а рабочая сила работника, оказывающего услугу (или часть рабочей силы совокупного работника предприятия, оказывающего услугу). При продаже услуги не существует вещи, меняющей владельца. «Стоимость, оставляя в стороне её чисто символическое выражение в знаке стоимости, существует только в той или иной потребительной стоимости, в той или иной вещи… Поэтому, если утрачивается потребительная стоимость, утрачивается и стоимость» [2]. Поэтому услуга как таковая не имеет стоимости, хотя и имеет цену, определяемую стоимостью рабочей силы и затратами постоянного капитала.
Совокупный общественный продукт, конечный общественный продукт и национальный доход создаются только в производственной сфере. Всё, что находится вне производственной сферы (т. е. сферы производства материальных благ), связывается лишь с потреблением общественного продукта и национального дохода в результате их перераспределения. Таким образом, доход продавцов услуг полностью состоит из стоимости, произведённой в сфере материального производства.
Именно из этого исходил К. Маркс, когда писал, что «все производительные работники, во-первых, доставляют средства для оплаты непроизводительных работников, а во-вторых, доставляют продукты, потребляемые теми, кто не выполняет никакого труда» [3].
Таким образом, продукты должны быть произведены производительными работниками в таком количестве, чтобы прокормить не только себя и (на основе обмена товара на товар) других товаропроизводителей, но и непроизводительных работников (продавцов услуг). Экономически это означает следующее: 1) оказание услуг в обмен на товар, «продажа услуг», требует не просто уже данного товарного хозяйства, но и хозяйства достаточно производительного, чей прибавочный продукт (разумеется, материальный), выступая как товар, достаточен для содержания работников сферы услуг; 2) сфера услуг, или нематериального производства, возникает на базе материального производства, зависит от него, подчинена ему. Последнее положение остаётся верным, как бы ни менялось соотношение численности занятых материальным и нематериальным производством, во всяком случае, пока сохраняется общественное разделение труда. Работники материального производства содержат как сами себя, так и прочих членов общества, включая работников сферы услуг.
В общем, экономика услуг - это обмен мнимыми стоимостями, которые несравнимы напрямую, так как непредметны, а только через символические стоимости, знаки денег, которые есть единицы измерения стоимостей, артефактов. Накапливать же капитал, как самовозрастающую совокупность стоимостей, можно только в виде предметов, в частности, средств производства, предметов потребления, денег, их знаков и прочих долговых обязательств, то есть частной собственности.
Оказанные же услуги накопить невозможно - из половых актов со шлюхами, сеансов массажа, просмотренных театральных постановок и прочих расчетов блокчейна капитала не составишь.