У осетин, как и у других народов, населяющих склоны Главного Кавказского хребта, знание - сакральное, историческое, бытовое - передавалось устно из поколения в поколение. Передавалось оно в трех эпосах: царциаты, нартовские сказания и даредзановские сказания с помощью особого языка символов и метафор (хатиагский язык).
Наиболее исследованным эпосом является нартовский - он, в национальных вариациях, присутствует почти у всех народов, живущих на склонах Главного Кавказского Хребта, он еще в XIX веке привлек внимание ученых. Нартовский эпос по своей художественной и культурологической значимости приравнивается к Илиаде, Калевале, Манасу, Махабхарате.
Этот эпос героический и описывает период становления железного века, когда мужское сознание стало ведущим в обществе. При есть в нем и следы предыдущих эпох: каменного века, когда человек говорил с природой на одном языке, и слово человеческое обладало силой изменять видимую реальность, эпохи бронзы, когда человек уже отделен от мира животных, но еще, через мать-прародительницу, глубоко связан со стихиями. Акцент в нартовских сказаниях, всегда на мудрости, применимой в социальной жизни, нартовский эпос, возможно, даже отражает реальные исторические события в легендарно-мифологической форме.
Эпос Царциаты же, содержащий сакральное знание, отвечает на вопросы метафизики и сути человеческого бытия. Этот эпос стал записываться лишь во второй половине XX века, а глубоким изучением его занялись только в последние годы. Этой работой занимались очень немногие ученые, занимались разрозненно. Эпос Царциаты хранит знания эпохи матриархата, он отвечает на основополагающие вопросы о мироздании, человеке и его месте в мире, которые в эпоху железа отошли на второй план. В эпосе Царциаты описан момент перехода, описано как зародились Нарты.
Из интервью Федара Таказова, современного исследователя Царциата:
- А в народе еще остались сказители, которые знают эти сказания?
- Не могу сказать. Потому что в Северной Осетии вообще не записывались эти тексты. Все фольклорные экспедиции, которые записывали в горах Северной Осетии, ни разу не спросили сказителей о царциатах. Я расспрашивал участников этих фольклорных экспедиций, кто еще в живых есть. Они говорят: «Нам и в голову не приходило спрашивать о царциатах». Не придавали значения. Они спрашивали только по нартам. Сказители всегда говорили только то, что их спрашивали. Они лишнее не говорили. Легенды по царциатам находились под табу.
- Это было сакральное знание?
- Да. И поэтому когда их не спрашивали, они и не говорили. Дело не в сказителях, дело в собирателях. Сказители под табу. И просто так никто никогда из них не рассказывает.
Не понятно, когда создавались эти эпосы и каков их источник. Есть версии мистические, в которых события, описанные в эпосах, считаются реальными и относятся к периоду существования единой индо-арийской общности народов и, позже, к цивилизации скифов. Есть версии относящие события, описанные в нартовском эпосе, к средневековому периоду и связывающие персонажи эпоса с личностями, описанными в летописях. Мы будем изучать эпосы, культуру кавказских народов, искать истоки возникновения Кавказской цивилизации и придем к своему выводу.
Я еще не упомянул о даредзановских сказаниях. Эпос имеет множество сходных черт с осетинскими нартовскими сказаниями. От них идёт немало сюжетов и мотивов, имена героев (Донбеттыр, Курдалагон, Балаттур-Батраз). Даредзановский эпос формировался в течение многих веков под влиянием грузинского и окончательно сформировался в уже позднем средневековье.