«Праздничный ряд русского иконостаса имеет в своей основе устойчивую композицию двунадесятых праздников, расположенных в строгой последовательности согласно со Священным Писанием: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Успение». Данная композиция под названием Dodecaorton упоминается в ряде византийских источников под 1081 г. Один из самых ранних памятников, сохранившийся в полном составе (илл. 1), происходит из монастыря Св. Екатерины на Синае и датируется XII в., что указывает на существование сложившегося регистра праздничных икон на византийском темплоне данного времени. Праздничные иконы упомянуты также в описи имущества древнейшего русского монастыря Ксилургу на Святой Горе Афон (илл. 2), датированной 6651 (1143) годом с подписями игумена Ксилургу и игумена монастыря Кацари: «... темплон святой церкви один, с золотою резьбой, имеет Господские праздники
( ... )
Reply
Reply
Leave a comment