В Польше в ночь на 15 мая 2011 г. неизвестные разместили мраморную доску на русском языке на мемориальном камне, установленном у лагеря Стржалково (Strzałkowem), в котором в 1920-е годы в муках погибли тысячи русских офицеров (см. илл.).
Неизвестные напомнили полякам о 8 тысячах русских жертв лагеря в Стржалково
Альтернативная мемориальная доска гласит: «Здесь покоятся 8000 советских красноармейцев, жестоко замученных в польских «лагерях смерти» в 1919 - 1921 гг.». Неизвестные активисты решили восстановить историческую справедливость. Ведь на мемориальном камне, который «подкорректировали» польские борцы за историческую правду, нет ни слова о погибших русских офицерах.
Изначально на мемориале не было ни слова о погибших русских офицерах
Польская надпись лишь сообщает, что камень установлен к 90-й годовщине независимости Польши. Возможно, странная акция стала ответом на скандал с несанкционированной установкой памятной таблички на месте крушения Ту-154 президента Польши под Смоленском. Тогда накануне годовщины трагедии родственники погибших повесили на камне, установленном на месте падения самолета, доску с надписью на польском. Содержание таблички многих покоробило, ведь она гласила, что пассажиры самолета направлялись на памятные мероприятия, «посвященные 70-й годовщине советского геноцида в катынском лесу над военнопленными польскими офицерами».
Между тем, в самой Польше предпочитают не вспоминать, что командующий 5-й польской армии генерал Владислав Сикорский, будущий премьер, приказал в 10 часов утра 22 августа 1920 г. расстрелять 300 военнопленных без суда и следствия, особенно кубанских казаков, мотивируя тем, что конники 3-го кавалерийского корпуса Гая во время прорыва в Восточную Пруссию якобы изрубили шашками 150 польских пленных (А. Велевейский // Gazeta Wyborcza от 23 февраля 1994 г.). Генерал Пясецкий приказывал не брать русских солдат в плен, а уничтожать сдавшихся.
Всего, по разным подсчетам, в польских «лагерях смерти» в 1920-е гг. погибло около 40 тысяч красноармейцев. Об этих страшных цифрах, а также о собственных «лагерях смерти», где в нечеловеческих условиях содержания погибали тысячи военнопленных, польские политики вспоминать не любят. Польские исследователи оценивают общее количество пленных красноармейцев в 8000 - 11000 тыс. человек, из которых документально подтвержденными считается гибель 16 тыс. человек. Советские и российские источники приводят иные оценки: 157 - 165 тысяч советских военнопленных и 80 тысяч погибших из их числа. Крупнейшими лагерями, где содержались красноармейцы были большой лагерь в лагеря Стржалково (Strzałkowem), Щипюрно (Szczypiorno), четыре лагеря в Бресткой крепости и лагерь в Тухоли.
Неизвестные активисты не случайно выбрали мемориал в Стржалково для своей акции. Там с 1915 по 1923 гг. содержались 8 тысяч русских военнопленных, которые попали туда во время Первой мировой войны, а также красноармейцы.
Поляки признают, что в лагере погибло лишь 4 тысячи красноармейцев от эпидемии
Согласно официальной польской версии, - о ней, кстати, написано и на информационных стендах рядом с мемориалом, - 4102 красноармейца погибли от эпидемии тифа. Однако, по свидетельствам тех лет и данным историков, реальной причиной гибели пленных стали нечеловеческие условия содержания. А число погибших в действительности превышает 8000 человек. Особым издевательствам подвергались коммунисты, евреи или заподозренные в принадлежности к ним, пленные красноармейцы-немцы вообще расстреливались на месте. Заболевшим тифом красноармейцам не оказывали должную медицинскую помощь, остальные умерли от голода. Простые пленные зачастую становились жертвами произвола польских военных властей. Широко было распространено ограбления, издевательства над пленными женщинами.
Вот так описывал член Международного комитета Красного Креста лагерь в Бресте:
«От караульных помещений, так же как и от бывших конюшен, в которых размещены военнопленные, исходит тошнотворный запах. Пленные зябко жмутся вокруг импровизированной печки, где горят несколько поленьев,- единственный способ обогрева. Ночью, укрываясь от первых холодов, они тесными рядами укладываются группами по 300 человек в плохо освещенных и плохо проветриваемых бараках, на досках, без матрасов и одеял. Пленные большей частью одеты в лохмотья… из-за скученности помещений, не пригодных для жилья; совместного тесного проживания здоровых военнопленных и заразных больных, многие из которых тут же и умирали; недостаточности питания, о чем свидетельствуют многочисленные случаи истощения; отеков, голода в течение трех месяцев пребывания в Бресте,- лагерь в Брест-Литовске представлял собой настоящий некрополь».
Отчеты госпитальных служб подтвердили сообщения русской эмигрантской прессы об огромном количестве погибших в лагере Тухола: «С момента открытия лазарета в феврале 1921 г. до 11 мая того же года в лагере было эпидемических заболеваний 6491 (сыпной, возвратный и брюшной тиф, холера, дизентерия, туберкулез и др.), неэпидемических 12294, всего 23785 заболеваний… За тот же промежуток времени в лагере зарегистрировано 2561 смертный случай, за три месяца погибло не менее 25 % общего числа пленных, содержавшихся в лагере».
Также и в письме руководителя польской разведки (II отдела Генерального штаба Верховного командования Войска Польского) подполковника Игнацы Матушевского от 1 февраля 1922 г. в кабинет военного министра Польши сообщается, что в Тухольском лагере за все время его существования погибли 22 тысячи военнопленных Красной Армии.
В фундаментальном исследовании, подготовленном Федеральным архивным агентством России, Российским государственным военным архивом, Государственным архивом Российской федерации, Российским государственным архивом социально-экономической истории и польской Генеральной дирекцией государственных архивов на основе двустороннего соглашения от 4 декабря 2000 г. была предпринята попытка достичь согласия по численности умерших в польских лагерях красноармейцев (Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг.: Сб. документов и материалов. М.-СПб., 2004. 912 с). Российский профессор из МГУ В.Г. Матвеев предполагает, что в плену умерло 18-20 тыс. красноармейцев (12-15% от общей численности попавших в плен). См.:
ЕЩЕ РАЗ О ЧИСЛЕННОСТИ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ В ПОЛЬСКОМ ПЛЕНУ В 1919-1920 гг. Польские профессора З. Карпус и В. Резмер утверждают, что за весь трехлетний период пребывания в Польше (февраль 1919 - октябрь 1921) в польском плену умерло не более 16-17 тыс. российских военнопленных, в том числе около 8 тыс. в лагере Стржалково (Strzałkowem), до 2 тыс. в Тухоли и около 6-8 тыс. в других лагерях.
Сколько всего погибло советских военнопленных в польских «лагерях смерти» доподлинно неизвестно …
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.