Андрей Рублев был бы удручен

Sep 21, 2007 01:25


СОЗИДАТЕЛИ И РАЗРУШИТЕЛИ

Такой факт: в среднем любой из музеев делает в год не бо­лее пяти крупных выставок с включением никогда ранее не экспонировавшихся памятников православной культуры (книг, икон, церковной утвари). На каждой такой выставке (с учетом ограниченной площади) - от 50 до 150 экспонатов. Таким образом, у большинства древних святынь, хранящихся в госмузеях, нет никаких шансов увидеть Свет Божий.
     А увидеть его они могли бы в храмах, куда ныне на смену полуграмотным старушкам приходят молодые, знающие, об­разованные в духовных учреждениях прихожане - зрелая часть патриотической интеллигенции. Им трудно смириться с тем, что огромное число памятников древнерусского церков­ного искусства томится в запасниках музеев, изъято из литур­гического обихода...
     Но, как показывает история единственного в системе Ми­нистерства культуры РФ музея православных церковных свя­тынь, все не так просто. И многое порой зависит, увы, от роли одной личности в истории.
     Русские культура и искусство, рожденные Православной Церковью, даже в атеистическом государстве были чрезвычайно высоко оценены. В 1947 году, на волне выстраданной народом Великой По­беды, Сталин лично подписал указ о создании в Москве, на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, Музея имени Андрея Рублева. Уже тогда имя великого иконописца, ныне канонизированного Русской Православной Церковью, было неоспоримым символом драгоценного вклада русского народа в сокровищницу мировой культуры.
     Спасо-Андроников монастырь - одна из древнейших оби­телей Москвы. Здесь Андрей Рублев монашествовал, совершенствовался как инок и художник, здесь же был погребен. Его мо­гила неизвестна, поэтому мемориалом великому иконописцу, русскому святому стал сам монастырь.
     Первым директором музея был назначен в 1949 году Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963) - грузин по происхождению, горячий патриот Отечества, создавший ряд замечательных музеев в Грузии, и большой знаток русской культуры. Арсенишвили принял близ­ко к сердцу судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Для него, никог­да не имевшего ни своего дома, ни семьи, крошечный коллек­тив музея стал семьей, с которой он в труднейших условиях со­бирал по всей стране погибающие древние святыни Церкви, жемчужины русского Православия - основную часть нынеш­ней обширной коллекции Музея Рублева. Продолжатели дела Арсенишвили, музейщики, еще и теперь не в полной мере воз­дали должное его светлой памяти, а главное, так и не усвоили пример его честного, беззаветного служения национальной культуре…
     В середине 80-х музей оставался все на тех же скудных пло­щадях, с 3-й категорией по ранжиру музеев г. Москвы, имея все­го 24 научных сотрудника. На большей части монастырских площадей размещалось реставрационное объединение союз­ного подчинения с многочисленными лабораториями и про­изводствами, что делало попытки музея расшириться беспер­спективными.
     Святому дело помогло чудо. «Перестройка» возбудила све­жую волну патриотизма. Творческая интеллигенция патриоти­ческого направления обратила внимание властей на бедствен­ное положение замечательного музея, и личным указом прези­дента СССР он был в 1987 году преобразован в Центральный музей древнерусской культуры и искусства с 1-й категорией - как научно-исследовательское учреждение, получив статус особо ценного объекта; был увеличен до ста человек штат его научных сотрудников - исследователей редких специальностей, высокой профессиональной квалификации. Тогда же му­зею был передан весь Спасо-Андроников монастырь и ряд зда­ний возле него. В дальнейшем предполагалось полное выведе­ние музейных структур за стены монастыря, освоение под них здании Андроньевской площади, а в монастыре - возобновле­ние церковной жизни. В том же году началась его комплексная реставрация.
     Но благодушные «авансы» перестроечного времени слиш­ком скоро сменились нестроениями в политике и развалом отечественной экономики. Не могло это не отразиться и на от­ношении к культуре, традиционно финансируемой по «оста­точному принципу». Тем не менее, музей жил. Коллектив его возрастал профессионально, открывались выставки, экспози­ции, проводились научные конференции, работала в музее дет­ская воскресная школа.
     Четко обозначились тенденции сближения деятельности музея и Русской Православной Церкви. Музей проводил общие с Церковью общественные акции: установление памятника Ан­дрею Рублеву на площади перед Спасо-Андрониковым монас­тырем, памятного креста на месте бывшего монастырского кладбища, передача Церкви храма прп. Сергия в Рогожской слободе… Совместно с Церковью вырабатывалась концепция создания на основе музея Центра православной культуры име­ни преподобного Андрея Рублева. Святейший Патриарх Алек­сий II обратился с такой просьбой к Правительству России.
     Однако в 1994 году после смерти директора музея С.В. Вашлаевой был назначен новый директор - Геннадий Викторо­вич Попов. Профессор, искусствовед, кабинетный работник, никогда не руководивший людьми и тем более не имевший опыта административно-хозяйственной работы. Г.В. Попов ли­хо взялся за реформирование (а по сути, ломку) музея и его коллектива. При этом «рафинированный интеллигент» и «ли­берал», каким он себя везде представлял, использовал совсем не деликатные средства: незакон­ные административные меры, увольнения (и соответственно - прием «своих» людей), преследования. При Попове неоправ­данно вырос штат музея до 318 единиц, одних замов у него бы­ло - семь! Слаженной, целеустремленной работе коллектива был положен конец. Не содействовала успеху и безответственность нового администратора в расходовании бюджетных средств: проверка Счетной палаты выявила разбазаривание огромных сумм.
     Однако Министерство культуры в лице тогда еще заммини­стра М.Е. Швыдкого прикрыло своего ставленника, списав все материальные и моральные убытки на его «неопытность». Но дальше - больше. В Министерстве знали все о происходящем в музее, но, «развязав руки» Попову, свои - «умыли». За время «деятельности» Геннадия Попова в должности директора музея сменилось четыре министра культуры РФ. Ни один из них, к сожалению, не пожелал разобраться в конфликтной си­туации в музее и ее истинных причинах.
     Коллектив выказал свое отношение в произволу, чинимому директором в ходе задуманной им «реорганизации», выразив Г.В. Попову на общем собрании не­доверие. Но ничего этого не видит Министерство культуры РФ, для которого важно не просто поддержать милого сердцу ди­ректора, но, главное, - ничего не уступить Церкви.
     Вот и напрашивается сам собою вопрос: о чем же в дейст­вительности радеют эти так называемые «ревнители Правосла­вия»?

РУССКИЙ ДОМ. 2001. С. 46-47.
 

СМИ о ЦМиАР

Previous post Next post
Up