26 августа / 8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395)

Sep 08, 2009 17:00



Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений (составлена во время кровавых событий октября 1993 года)

Господи Боже, Спасителю наш!

К тебе припадаем сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, ими же раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя. Отступихом бо от Тебе, Владыко, и заповедей Твоих не соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам. Сего ради нестроением поразил еси нас, и дал еси нас на попрание врагом нашим, и умалихомся паче всех язык, и быхом в притчу и поношение соседом нашим.

Боже великий и дивный, каяйся о злобах человеческих, возводяй низверженныя и утверждаяй низпадающия! Небесную Твою силу с небесе ниспосли, уврачуй язвы душ наших и воздвигни нас от одра болезни, яко наполнишася расслабления чресла наша, яко болим неправдою и рождаем беззаконие. Утоли шатания и раздоры в земли нашей, отжени от нас зависти и рвения, убийства и пианства, разжжения и соблазны, попали в сердцах наших всяку нечистоту, вражду и злобу, да паки вси возлюбим друг друга и едино пребудем в Тебе, Господе и Владыце нашем, якоже повелел еси и заповедал еси нам.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко исполнихомся уничижения и несмы достойни возвести очеса наша на небо. Помяни милости, яже показал еси отцем нашим, преложи гнев Твой на милосердие и даждь нам помощь от скорби. Молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе ходатайство Другов Твоих: преподобных и богоносных отцев наших Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа, святителей Московских, священномученика Ермогена, наипаче святителя Тихона, Патриарха Московского, и всех святых, в земли нашей просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии от лет древних покрывавшия и заступавшия страну нашу.

Вразуми всех, иже во власти суть, и возглаголи в них благая о Церкви Твоей и о всех людях Твоих. Силою Креста Твоего укрепи воинство наше и избави их от всякого навета вражия. Воздвигни нам мужей силы и разума и даждь всем нам духа премудрости и страха Божия, духа крепости и благочестия.

Господи, к Тебе прибегаем, научи нас творити волю Твою, Яко Ты еси Бог наш, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя во веки веков. Аминь.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Вторая половина XVII в.
Москва.
128 х 99.
ГТГ. Инв. 23095.
Икона происходит из московской церкви Митрополита Алексия в Глинищах.

На верхнем поле иконы из Третьяковской галереи вязью выполнена надпись: «Сретение чудотворныя иконы Владимирския Богородицы власти московския». Справа из ворот Кремля навстречу чудотворному образу исходит многочисленный крестный ход с крестами и кремлевскими святынями: образом Богоматери Одигитрии и Спаса «оплечного» из Успенского собора. На первом плане слева два иерея несут Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. К чудотворной иконе подвешена шитая пелена с красной узорчатой каймой и Голгофским крестом с орудиями страстей. В соответствии с обликом иконы в XVII в. показаны серебряный оклад и венцы. Справа перед Владимирской иконой изображен в предстоянии митрополит Киприан, который стал инициатором перенесения всероссийской святыни из Успенского собора Владимира в Москву. См. также икону из собрания ЦМиАР (Музей имени Андрея Рублева. КП 2640): http://expertmus.livejournal.com/19184.html.

Чудотворная Владимирская икона была свидетельницей последних дней Русской православной монархии. Во время Первой мировой войны Владимирский чудотворный образ Пресвятой Богородицы был привезен в Ставку Государя в субботу перед праздником Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г. по желанию Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в сопровождении протопресвитера московского Успенского собора Н.А. Любимова, протоиерея Н. Пшенишникова и протодиакона К.В. Розова. Вскоре всероссийская святыня прибыла на фронт в район сосредоточения IV Армии. С военной точки зрения предстоявшая в 1917 г. неминуемая победа Русской армии была очевидна. Но предательский февральский переворот с изменническим требованием большинства генералитета об отречении Государя лишил армию и государство Божией помощи. По возвращении Владимирская икона оставалась в Ставке в храме Пресвятой Троицы до апреля 1917 г., когда по приказу генерала Алексеева была возвращена в Москву.

Согласно благочестивому преданию, чудотворную Владимирскую икону по распоряжению Иосифа Сталина возили на самолете над линией фронта в 1943 г., что переломило ход страшной войны.



Во время кровопролития в Москве в октябре 1993 г. Русская Православная Церковь вновь обратила свои взоры и моления к чудотворной Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Алексий, чью недавнюю страдальческую кончину оплакивала вся убитая горем паства, в свое время сказал, что он никогда не забудет тяжкие дни осени 1993 г. (см. видео внизу). Узнав о событиях в Москве, Предстоятель, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на Родину.

1 октября 1993 г. в Свято-Даниловом монастыре по инициативе депутатов российского парламента начались переговоры при участии представителя Конституционного суда В.И. Олейника и при посредничестве Патриарха, митрополита Кирилла и митрополита Ювеналия. Главные участники со стороны Ельцина - С.А. Филатов, Ю.М. Лужков, О.Н. Сосковец; от парламента - зампредседателя ВС Ю.М. Воронин, председатель Совета национальностей ВС Р.Г. Абдулатипов, депутат В.А. Домнина. В тот же день Синод Русской Православной Церкви сделал грозное предостережение: «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме» (Официальная хроника. М., 1993. С. 11-12).
2 октября 1993 г., на второй день переговоров в Свято-Даниловом монастыре, было опубликовано обращение к Патриарху Алексию II видных патриотических деятелей русской культуры: «Мы обращаемся к Вам как к Главе Русской Православной Церкви с убедительным призывом в час тяжелейшего испытания прийти на помощь нашему народу, на помощь миллионам Ваших прихожан. Призываем встать во главе всей страны в борьбе за восстановление Конституции России и гражданского мира... Мы знаем, что Церковь не любит вмешиваться в мирские дела, отдавая себя заботам о возвышенном и вечном. Но, если бы Ваш предшественник - Святой Патриарх Гермоген не пришел бы на помощь своему Отечеству, России уже не было бы более трех веков.

Ведь если прольется кровь и погибнут сотни героических защитников демократии в Доме Советов, в том числе и трое православных священников, то их кровь окажется на Вашем белоснежном облачении... Помните, что приказ о развязывании бойни и, следовательно, кровавой гражданской войны, могут отдать только двое - Б. Ельцин и Ю. Лужков, которых Вы недавно благословляли в храме Христовом на глазах десятков миллионов телезрителей.
... Как же душа, исполненная христианской любви, может примириться с тем, что народные избранники находятся в нечеловеческих условиях (лишенные тепла, света, воды и продовольствия)! А ведь именно они недавно приняли закон в защиту прав Православной Церкви. Они же выступили против страшного обнищания народа, против чудовищного роста преступности, против развала российской государственности. И как странно видеть, что только трое православных священников - истинных подвижников - несут тяжесть креста страданий защитников Дома Советов...
... Уже озверевшие омоновцы, подкупленные двухкратным повышением зарплаты накануне путча, избивая безоружных демонстрантов, пролили первую кровь патриотов... Подписи: писатели Ю. Власов, В. Распутин, А. Проханов, Д. Бородин, Ю. Беляев, В. Сорокин, С. Куняев, В. Крупин, академик И. Шафаревич, народные артисты и режиссеры Н. Бурляев, С. Говорухин, И. Горбачев, Т. Доронина, С. Бондарчук, Л. Зайцева, М. Ножкин, В. Овчинников, народный художник А. Шилов, вице-президент Пушкинской академии В. Легентов, композитор Г. Свиридов и др.» («Советская Россия», 2.10.1994).

Когда страна находилась на грани гражданской войны, Русская Церковь обратилась к руководству Третьяковской галереи с просьбой установить чудотворную Владимирскую икону Пресвятой Богородицы в кафедральном Богоявленском соборе для всеобщего молитвенного поклонения и обращения. Святейший Патриарх Алексий позвонил Лужкову с такой просьбой, и мэр Москвы поручил обеспечить техническое исполнение. Тогда подписи под разрешением вывезти спасительную для России икону Владимирской Божьей матери в Елоховский собор поставили мэр Юрий Лужков и Святейший Патриарх Алексий. Хранители Третьяковской галереи тогда в 1993 году (в отличие от 2008 года: http://expertmus.livejournal.com/28331.html) пошли против всех правил и отдали величайшую ценность без формального решения на уровне правительства и целой цепочки согласований с привлечением Росгосимущества. Предстоятель вспоминал, как множество людей со слезами на глазах молились 3 октября 1993 г. перед Владимирской иконой о предотвращении еще больших бед. А когда икону вынесли из Елоховского собора, то перед ней пали на колени тысячи верующих, собравшихся на площади.

4 октября 1993 г. министр иностранных дел РФ Андрей Козырев сообщил прессе, что ни от одного министра иностранных дел, ни от одного руководителя государств, с которыми ему в течение 5 дней пришлось встречаться в США, он не слышал ни одного замечания относительно мер, которые были приняты: «Вчера уже многие мне звонили и говорили "Давайте порешительнее"». Тогда же в прессе сделал заявление генерал армии Константин Кобец, руководитель оперативной группы правительства, что, по его мнению, для Патриарха Русской Православной Церкви развитие событий в воскресенье явилось неожиданным и вряд ли возможно продолжение переговоров под его эгидой.
Патриархия тут же опровергла слухи об инфаркте у главы РПЦ Алексия II, которому был назначен врачами постельный режим. Действительно, в конце утреннего богослужения 3 октября 1993 г. у Патриарха Алексия возникли боли в сердце, однако он принимал участие в дневном заседании примирительной комиссии.

В течение всей ночи на 4 октября 1993 г. Представители Русской Православной Церкви стремились установить посреднический контакт между исполнительной властью и распущенным по указу Ельцина Верховным Советом РФ. Когда Московской Патриархии стало известно о готовящемся штурме здания Дома Советов, митрополит Кирилл от имени Патриарха и Священного Синода РПЦ обратился к премьер-министру Виктору Черномырдину с просьбой, чтобы "те люди в Белом доме, которые не повинны в пролитой крови и которые оказались заложниками ситуации, не пострадали при штурме".
Утром 4 октября председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и митрополит Кирилл возобновили согласованные действия с целью остановить эскалацию насилия в Москве. В телефонных переговорах с премьер-министром Виктором Черномырдиным и Александром Руцким представители Патриархии и Конституционного суда исходили из того, что в Доме Советов России находятся народные депутаты, гражданские служащие, в том числе женщины и священнослужители, прибывшие накануне с миротворческой миссией. Патриархия и Конституционный суд настоятельно призывали субъектов Российской федерации, президента, все противоборствующие силы приложить максимум усилий к тому, чтобы остановить кровопролитие, урегулировать кризис мирными средствами, как сообщала пресс-служба Конституционного суда РФ.

Однако переговоры представителей противоборствующих сторон в Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Церкви не привели к соглашению, и пролилась кровь… «Данный материал был составлен по инициативе Александра Черкасова на базе общества «Мемориал» сразу после  расстрела Российского Парламента в сентябре-октябре 1993г.. Я являлась живым участником и свидетелем всего происходящего.

Прошло уже три недели, прежде чем я нашла в себе силы написать этот очерк о крушении парламентаризма в России. Белый Дом. После четвертого октября я пришла туда только в воскресенье. Ни ОМОНа, ни оцепления. На камне - свечка, цветы. Маленький поминальный алтарик. На столбе записка ФНС - обвинение режима в кровавом воскресенье. С противоположной стороны стадиона тоже цветы: здесь лежали убиенные, а здесь раздавили и протащили священника, который вышел к танкам с иконой. Его раздавили и протащили метров 100, превратив в кровавый сгусток... А у дерева целый алтарь и плакат: "Защитникам Белого Дома от студентов МГУ". Потом здесь возникнут горы цветов, а пока робкая попытка почтить погибших. Сколько их - никто из собравшихся не знает. Где депутаты, неизвестно. Разговоры о горах трупов, о расстрелах на стадионе, о странном запахе и баржах - как это похоже на Баку-90. И я буду ходить сюда ежедневно, влекомая невиданной силой и я знаю точно, что; октября в подземный переход нас уходило примерно 1500 человек, а вышло со мной только 100-300, включая раненых. Где остальные? Какова судьба тех, кто при первых залпах БТРов бросился к дырке в заборе скверика П.Морозова? Среди них были дети - дошкольники. И что значит это объявление на стене: "Ищу Леночку 4 лет?". Мы были разбросаны по разным местам во время этой убийственной атаки, что пережили другие? Что же произошло и как составить полную картину расстрела в центре Москвы на Краснопресненской набережной? Мне довелось прочитать материалы "Постфактума", опубликованные в спецвыпуске "Век ХХ и мир" под редакцией Глеба Павловского по ок­тябрьским событиям 1993 г. Некоторые "Постфактумские" материалы критики не выдерживают не только из-за тенденциозности преподнесения материала, с этим легко бороться и снять данный эффект, возмущает прямая неточ­ность и подтасовка материалов, тех ,свидетелем которых я была напря­мую - и время начала расстрела, и наличие неких мифических БТРов под красными флагами на нашей площади у костров в ту ночь, когда я там сиднем сидела, и якобы громкое сообщение о начале огня 4го октября и целый ряд иных нюансов». (c) Ростовская Марина Николаевна (rostowskaja@yandex.ru)

image Click to view


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html






Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #Рублев, #Рублева, #монастырь, #музей_имени_Рублева, #протест, andrei rublev, Андрей Рублев, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, лекторий, прп. Андрей Рублев († 1428), расследование

#протест, #музей_имени_Рублева, святыня, #монастырь, #Рублев, #МузейАндреяРублева, #Православие, #МузейноеЕдинство, #Рублева, #Музей, #МузейРублева

Previous post Next post
Up