Искусство требует жертв и… правонарушений

Oct 17, 2007 18:52


     На днях Счётная палата Российской Федерации подвела итоги проверки Министерст­ва культуры по использованию средств федерального бюджета на содержание аппарата Минкульта и финансирование музейной сферы. Особого внимания аудиторов удосто­ился Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. 
     Результаты проверки, которые «ОГ» получила из Счетной палаты, серьезно поколебали репутацию работников культуры как «уни­женных и оскорбленных». Мы предлагаем читателям наиболее типичные из выявленных аудито­рами нарушений.
     Впрочем, во всех этих случаях чиновников министерства еще можно представить в качестве жертв. Но среди установленных проверкой фактов есть и такие, что предполагает мошенничество. Так, ревизоры были чрезвычайно удивлены, когда на некоторых до­говорах, заключенных Минкультом, стояли подписи лиц, которые до сих пор не обнаружены.
     Но, пожалуй, самая неприятная ситуация - в Музее Андрея Рубле­ва. Здесь не обошлось без авантю­ры. 817 млн рублей бюджетных средств фактически пошли на со­держание бельгийской фирмы «Ателье Мейверт». В 1995 году му­зей подписал с ней контракт на за­купку экспозиционного оборудо­вания, которое до сих пор так и не поступило. Причина в том, что контракт, заключенный без юри­дической проработки и согласова­ния с Минкультом, не предусмат­ривал  штрафных санкций эа невыполнение сроков поставки. Дос­талось от даров бюджета и Русской Православной церкви: музей неза­конно передал ей в безвозмездное пользование Спасский собор и не­сколько других музейных помеще­ний и ежегодно оплачивает комму­нальные расходы церковников на сумму 36,4 млн рублей из кармана налогоплательщиков.
     Другая, как известно, форма финансирования государством коммерческих структур - завы­шенные тарифы на проведение ре­монтных и реставрационных ра­бот. Среди «облагодетельствован­ных» музеем Рублева - фирмы «Эмбер» и «Свит».

Справедливости ради следует упомянуть о том, что Минкульт оказался не первым в цепочке не­законных действий. В сущности, незаконным оказался сам закон о бюджете. Как известно, на фи­нансирование культуры должно ежегодно направляться не менее 2 процентов от общих бюджетных расходов. Между тем за послед­ние два года ассигнования на культуру и искусство составили лишь сотые доли процентов. Не­достаточное финансирование частично оправдывает обнаружен­ные проверкой нарушения в ра­боте чиновников от культуры. Но лишь частично.
     Даже такой дотации хватило директору Государственного мемо­риального и природного заповед­ника «Музей-усадьба Л.Н. Толсто­го «Ясная Поляна» Владимиру Ильичу Толстому (прямому потом­ку писателя), чтобы приобрести для музея дом отдыха «Ясная По­ляна» и провести реконструкцию переданного музею здания в Туле. Кроме того, был приобретен жи­лой дом для директора - в качест­ве служебного помещения. Между тем деньги, вложенные Толстым в недвижимость, предназначались исключительно на текущие нужды музея.
     Но расширялись не все - мно­гие предпочитали уплотняться. Одно из самых распространенных правонарушений работников культуры - неправомерная сдача в аренду и передача в муници­пальную собственность федеральных помещений..Так, Всероссий­ский музей декоративно-прикладного искусства сдал в аренду бо­лее тысячи кв. метров площади, а Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина» безвозмездно пере­дал в муниципальную собствен­ность жилую площадь балансовой стоимостью 5082,4 млн рублей. Квадратными метрами живут не только музеи, но и само Мини­стерство. За проступки такого ро­да с него уже было взыскано Гос­комимуществом почти 715 млн рублей. Несмотря на это, в тече­ние прошлого года под его кры­шей располагались 14 организа­ций, которые занимали пятую часть здания - без оформления договоров аренды и, соответст­венно, бесплатно. Задолженность «арендаторов» по коммунальным расходам к 1997 году составила около 80 млн рублей. Мотивы, ко­торыми руководствовалась чи­новники, занимаясь такого рода «благотворительностью», еще предстоит выяснить.
     Обнаружены и другие наруше­ния. Так, под поручительство Минфина Минкульт незаконно взял кредиты у коммерческих бан­ков на сумму 42,5 млрд рублей. Среди прочих был вексельный кредит банка «Эскадо» на сумму 10 млрд. Кредит был погашен Мин­фином, однако музеи в счет него деньги так и не получили. Банк не погасил свои векселя до cих пор, а Минкульт так и не принял мер по возврату бюлжетных средств.
     Пострадал от неосторожного сотрудничества с коммерческими структурами и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Еще в 1995 году Министерство выделило музею казна­чейские обязательства для расче­тов с подрядными организациями. ГМИИ продал их АОЗТ «о. ХЕЙСА», которое должно было уже ле­том 1995 года перечислить 2,5 млрд рублей. Однако и сегодня фирма выплатила музею лишь пятую часть этой суммы.

Впрочем, во всех этих случаях чиновников министерства еще можно представить в качестве жертв. Но среди установленных проверкой фактов есть и такие, что предполагает мошенничество. Так, ревизоры были чрезвычайно удивлены, когда на некоторых до­говорах, заключенных Минкультом, стояли подписи лиц, которые до сих пор не обнаружены.
     Но, пожалуй, самая неприятная ситуация - в Музее Андрея Рубле­ва. Здесь не обошлось без авантю­ры. 817 млн рублей бюджетных средств фактически пошли на со­держание бельгийской фирмы «Ателье Мейверт». В 1995 году му­зей подписал с ней контракт на за­купку экспозиционного оборудо­вания, которое до сих пор так и не поступило. Причина в том, что контракт, заключенный без юри­дической проработки и согласова­ния с Минкультом, не предусмат­ривал  штрафных санкций эа невыполнение сроков поставки. Дос­талось от даров бюджета и Русской Православной церкви: музей неза­конно передал ей в безвозмездное пользование Спасский собор и не­сколько других музейных помеще­ний и ежегодно оплачивает комму­нальные расходы церковников на сумму 36,4 млн рублей из кармана налогоплательщиков.
     Другая, как известно, форма финансирования государством коммерческих структур - завы­шенные тарифы на проведение ре­монтных и реставрационных ра­бот. Среди «облагодетельствован­ных» музеем Рублева - фирмы «Эмбер» и «Свит».
     Об обнаруженных правноарушениях Счетная палата уже уведомила все заинтересованные структуры - в том числе министра культуры Евгения Сидорова и премьер-министра Виктора Черномырдина.

Дмитрий Соколов. Общая газета

СМИ о ЦМиАР

Previous post Next post
Up