Паки и паки о чудотворности «Троицы» прп. Андрея Рублева

Feb 05, 2009 14:35

                      "Сила Моя в немощи совершается" (2 Кор. 12, 9)

В сообществе rublev_museum уже были недавно опубликованы материалы, ставящие под сомнение растиражированное мнение о плохой сохранности иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, якобы препятствующей временному вывозу этой святыни на праздник Св. Троицы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В частности, было отмечено отсутствие Реставрационного паспорта иконы в Третьяковке, где хранится лишь протокол реставрации «Троицы» 1918 г. (Отдел рукописей (архив) Государственной Третьяковской галереи. Ф. 67/202).



Однако противники выдачи образа на 3 (три!) дня из ГТГ постоянно указывают в качестве «аргумента от лукаваго» на то, что рублевская «Троица», по их словам, дескать «не является чудотворной». Именно с этого вопроса началось обсуждение перспектив временной выдачи иконы на т.н. совещании в ГТГ 17 ноября 2008 г. Причем, судя по всему, такой ход был заранее спланирован определенной кучкой лиц, т.к. не считаясь с президиумом собрания на трибуну один за другим поднялись завбиблиотекой ЦМиАР Дудочкин ( http://expertmus.livejournal.com/1697.html) и директор ЦМиАР Геннадий Попов ( http://expertmus.livejournal.com/7136.html). Далее по стенограмме:
«Дудочкин: коснемся вопроса о чудотворности иконы, которая как бы само собой подразумевается. Если судить по книге Клосса "Житие Сергия Радонежского", в которой довольно пространно рассмотрено бытование иконы в XV-XVII веках, то при каждом упоминании ее в историческом источнике она именовалась чудотворной. Однако обращение к самим источникам показывает, что ничего подобного в них нет. Собственно говоря, икона называется чудотворной один только раз, причем в документе, так сказать, монастырского значения, а именно - в описи 1641-го года. В документах гораздо более значимых, причем общегосударственного, иногда даже общецерковного значения, она чудотворной не называется. Таковой она не называется ни в Степенной книге царского родословия, где рассказывается о крещении наследника престола, будущего царя Ивана Грозного; она не называется чудотворной ни в знаменитом, всем известном постановлении Стоглавого собора 1551 года, также она не называется чудотворной в Троицкой повести о Казанском взятии, где рассказывается об украшении ее Иваном Грозным и о молении его перед иконой, перед Казанским походом. Также она не называется и в Пискаревском летописце, о создании Борисом Годуновым нового оклада, в 1600 году. То есть, ни в источниках, ни в литературе до семнадцатого года не зафиксировано каких-либо чудес от этой иконы - равно, замечу, как и от других икон Троицкого собора. Причины этого вполне понятны - монахи Троицкой Лавры были озабочены, главным образом, организацией чудес от своей главной святыни, а именно, от мощей Сергия Радонежского, поэтому все иконы Троицкого собора находились как бы в тени, в том числе и келейная икона Сергия.
Так... Допустим... Ничего, ничего, я несколько нарушу регламент, но думаю, что люди меня с удовольствием выслушают.
Селезнева: Простите, сколько вам еще нужно времени?
Дудочкин: Я думаю, минут пятнадцать.
Селезнева: Нет, простите, мы сегодня собрались здесь не для того, чтобы рассуждать о чудотворности или не чудотворности иконы "Троица". Это, я считаю, личное дело каждого присутствующего. Поэтому, если у вас есть что-то добавить по существу...
Дудочкин: Вы извините, если бы мы были цивилизованной страной, министр, осмелившийся бы озвучить это предложение, на следующий день подал бы в отставку.
Селезнева: [? 47:48]: Мы собрались здесь, чтобы [поговорить ?] о возможности транспортировки или невозможности [в записи неразобрчиво]. Для нас самое главное - ее сохранить, и поэтому для нас это возможность обсудить здесь по-деловому, как это будет делаться, как обеспечивается ее безопасность...
Попов: Я прошу прощения, я хотел бы выступить. Вопрос в том, что музей Рублева имеет некоторый опыт таких демаршей чудотворных икон. Чудотворных, в отличие от "Троицы", которая вот сейчас как раз разоблачена как нечто чудотворное».

Очевидно, что эти «борцы от лукаваго» заранее сговорились «разоблачить» церковное предание, но, как говорится, не рой яму… Вместо «разоблачения» Церкви эти самозваные «рублевоведы» из ЦМиАР разоблачили перед всем миром свое крайнее невежество. Дело в том, что образ «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева прославился как чудотворный особенно в драматических событиях начала XVII века, о чем писали еще известные историки А.В. Горский, Е.Е. Голубинский и др. Но данного ФАКТА ни Г.В. Попов ( http://expertmus.livejournal.com/25794.html), ни Б.Н. Дудочкин ( http://expertmus.livejournal.com/25970.html) НЕ ЗНАЮТ! Как НЕ ЗНАЕТ этого ФАКТА о «главном памятнике русской культуры» небезызвестный Л.И. Лифшиц, который ничтоже сумняшеся раздает направо и налево своё «экспертное» заключение: «"Троица" не чудотворная икона. Можно сказать, чудотворной "Троицу" сделала не церковь, а миряне-реставраторы» (?!).

Для справки: В 1525 г. государь Василий III и его супруга Соломония Сабурова в знак обета о чадородии пожертвовали в Троице-Сергиев монастырь покров на св. мощи прп. Сергия Радонежского (СПИХМЗ. инв. 410) и пелену с изображением «Явления Богоматери Сергию» (СПИХМЗ. инв. 409), ширина которой (114 см) точно совпадает с шириной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева.



14 сентября 1530 г. при крещении будущего царя Ивана Грозного игумен Иоасаф возложил младенца на св. мощи прп. Сергия и «шед с ним во святый олтарь царьскими дверьми и знамена его у святого престола, таже и у образа Живоначальныя Троицы» (ПСРЛ. Т. XXI. Ч. 2. С. 607). В «Троицкой повести о Казанском взятии», написанной келарем Троице-Сергиева монастыря Адрианом Ангеловым в 1552-1553 гг., сказано, что перед походом на Казань царь Иван Грозный приезжал к Троице взять благословение: «ко образу святому живоначальней Троицы, юже сам онъ благочестивый царь украсилъ златом и бисеромъ и камением многоценным, припадаетъ и слезы многие изливаетъ» (АЕ 1960. М., 1962. С. 10). После победы над Казанью Иван Грозный, «велию веру имея к живоначальной Троице и к чюдотворцу Сергию», посетил Троице-Сергиев монастырь, чтобы возблагодарить «игумену и братье великие слова с челобитьем за их труды и подвизи: их молитвами государь вся благая получил», и «припаде» к «образу» Троицы в Троицком соборе, «на много время с слезами молитвы к Богу възсылая» (ПСРЛ. Т. XIII. С. 223, 386-387). Вкладные книги Троице-Сергиева монастыря 1639 и 1673 гг., базировавшиеся на информации отписных ризных книг 7083 (1574/1575 г) г., зафиксировали нахождение иконы «Живоначальная Троица» прп. Андрея Рублева в составе местного ряда иконостаса Троицкого собора по крайней мере со второй половины XVI в.: «Государя ж царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии вкладу написано в отписных ризных книгах 83 году … образ местой живоначальные Троицы обложен златом, венцы златы, в венцах 31 камень розных цветов, да жемчуг бурминской, болшое зерно кругло в болшом венце. У того ж образу приклады… да чепь золота государева ж прикладу ливонского походу. По полям образа 32 святых златы вольячны, писаны чернью» (СПМЗ. № 5559-5560, 288; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / под ред. ак. Б.А. Рыбакова. М., 1987. С. 27). Охарактеризованный подробно в описи грозненский оклад 1552-1554 гг. был перенесен в 1598 г. на список с рублевской иконы, выполненный по указу Бориса Годунова (ПСРЛ. Т. XXXIV. М., 1978. С. 202).

С 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., в течение почти шестнадцати месяцев, Троице-Сергиев монастырь безуспешно осаждали польско-литовские отряды Сапеги и Лисовского, причем общая численность неприятельских войск значительно превосходила численность русских (число защитников определяется в 2400 человек, а число осаждавших -  в 15 000, что дает соотношение 1: 6). Сам преподобный Сергий Радонежский неоднократно являлся оборонявшимся, неустанно молившимся пред образом "Живоначальной Троицы" письма прп. Андрея Рублева, при этом "игумен земли Русской" обходил весь монастырь и кропил его святой водой, и с Божией помощью враг был отбит от лаврских стен. Так оправдалось обетование Царицы Небесной преподобному Сергию: «НЕОТСТУПНО БУДУ ОТ ОБИТЕЛИ ТВОЕЯ». Мужественное сопротивление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, откуда во многие города и веси рассылались окружные грамоты архимандрита Дионисия (Зобниновского) с призывом «постоять за отечество крепко и мужественно» способствовало формированию народного ополчения под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина. Ныне учрежден новый государственный праздник, приуроченный к церковному празднованию Казанской иконе Божией Матери 22 октября (4 ноября н.ст.), - День народного единства в ознаменование избавления Москвы и всей России от польско-литовских интервентов.

Как видим, просьба почившего предстоятеля Русской Православной Церкви о временной передаче чудотворной святыни была адресована руководству страны именно в год 400-летия начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря. Между тем, «борцы от лукаваго» уже успели не только охаять эту просьбу как де «немотивированную», но и оскорбить самого Патриарха, назвав его "высокопоставленным чиновником": «Речь... идет о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем "исторической справедливости". И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов» (написал в ЖЖ Левон Нерсесян). Ему вторит Лев Лифшиц: «Внятной мотивации, почему икона потребовалась для службы именно в следующем году, нет, ведь нет никакой даты или юбилея» (опять вопиющее невежество!).

Наверняка, все эти «ревнители не по разуму» между собой судачат о том, что рублевская «Троица» никак не может, по их мнению, быть «чудотворной», ведь она не явила заступничества за Лавру в годы ее закрытия безбожниками. Для справки: Декретом СНК от 5 октября 1918 г. (СУ, 1918, № 73. С. 794) и постановлением Сергиевского ревкома от 28 октября 1918 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра переходила в ведение Наркомпроса с изъятием всего церковного имущества, включая бесценное собрание икон, до 30 октября 1918 г. Регистрация икон была поручена бывшему ризничему лавры архимандриту Иринею, о. Павлу Флоренскому (новый хранитель ризницы) и Ю.А. Олсуфьеву. 3 декабря 1919 г. в Отделе по делам музеев был заслушан доклад «о необходимости национализации лавры для введения порядка» (ОПИ ГИМ. Ф. 54. Оп. 1, д. 4, папка 2). 31 декабря 1919 г. составлен проект декрета Наркомпроса «О национализации Троице-Сергиевой лавры», 13 апреля 1920 г. - проект декрета Сергиевского исполкома «О национализации историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» и 14 апреля 1920 г. проект декрета т.н. «малого» СНК «О национализации историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». 20 апреля 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры», согласно которому был создан Сергиевский историко-художественный музей (ЦГА РСФСР. Ф. 2307. Оп. 8, д. 121. Л. 79) и произошел раздел зданий и имущества Лавры между Отделом по делам музеев и Сергиевским исполкомом с конфискацией ряда ценностей в Гохран.

Таким образом, в 1920 г. Свято-Троицкую Сергиеву Лавру закрыли, а оставшимся в Лавре 43 монахам, оформленным «на работу» как внутренняя охрана, предложили служить в Пятницких церквах.

Что же происходило и где была «Живоначальная Троица» прп. Андрея Рублева в эти трагические годы? В 1919 г. ее потащили на Первую реставрационную выставку в Москве в б. Строгановском училище, заново подвергнув реставрации (Г.О. Чириковым (лики), В.А. Тюлиным, И.И. Сусловым). А ведь именно в этот трагический год 11 апреля по директиве безбожных властей были вскрыты и выставлены на поругание св. мощи прп. Сергия Радонежского. В 1922 г. даже планировалось изъять в Гохран ризу рублевской «Троицы» (СПИХМЗ. Инв.номер 394 ИХО).



30 марта 1924 г. чудотворная икона попала на выставку в СИХМ, а в 1926 г. ее вновь подвергли реставрации (Е.И. Брагиным расчищен участок около изображения древа). Между тем, это был тот самый зловещий 1926 год, когда все оставленные при музее монахи были «уволены с работы» и вынуждены были покинуть Лавру. Вскоре за изгнанием сергиевой братии 27 января 1930 г. с лаврской колокольни были сброшены колокола-великаны, и голос Лавры, знакомый всей православной Руси, умолк, казалось бы, навеки...

Резонно задаться вопросом, были ли случайными изъятия чудотворной «Троицы» прп. Андрея Рублева из Лавры «на выставки» и «реставрации» в те годы, когда осуществлялся поэтапный план разрушения духовного центра Русской Православной Церкви - обители прп. Сергия?!

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.




Музей имени Андрея Рублева, исихазм, "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, святыня, Андрей Рублев, расследование, фальсификация истории, andrei rublev, лекторий, иконопись, прп. Андрей Рублев († 1428), лженаука, ересь жидовствующих

Previous post Next post
Up