ДОЛОЙ ПРАВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ

Oct 28, 2007 06:40


- фактически под таким лозунгом проходит реорганизация Музея имени Андрея Рублева

В весьма незавидном положении оказался хорошо известный в стране и за рубежом Центральный музей древ­нерусской культуры и искусства име­ни Андрея Рублева. Пути развития музея и его перспективы в течение не­скольких лет были предметом споров.
Директор Г.В. Попов и его окруже­ние полагали, что музеи - учреждение светское и поэтому он должен быть максимально открытым.
     Люди, равнодушные к православию по определению, не смогут стать полноцен­ными хранителями православных святынь, являющихся основой коллекции музея, считают оппоненты директора.
     Для справки: в 1947 году на базе Андроньевского монастыря с целью со­хранении церковного художественного наследии Древней Руси был основан му­зей древнерусского искусства. Его со­брание состоит исключительно из икон, литургических предметов и других святынь Православной Церкви.
     В 1987 году, когда стало ясно, что музей перерос рамки рядового культурно-просветительного учреждении, он был преобразован в Центральный музеи древнерусской культуры и ис­кусства имени Андрея Рублева. Сама логика развития музея дала повод надеяться на то, что вскоре он станет Центром православной культу­ры и искусства, этаким заповедником истиннорусской традиции
     Но надежды надеждами, а решает все в конечном итоге власть, даже такая не­большая, как у директора музея Генна­дия Попова. Для осуществления своей цели - обустроить музей по-своему - он начинает реорганизацию, а по сути рас­праву с инакомыслящими, «мар­гиналами» (так руковод­ство обозначило сторонников Православной Церкви). В результате постра­дал весь коллектив музея, уволенный в полном составе в декабре 1999 года согласно приказу № 192.
     Геннадий Попов считает себя победителем, и формально он прав: каким будет музей в будущем, ужо определено Уставом. Правда, Устав этот, утвержденный заместителем министра Министерства культуры в 1997 году, не может быть «правомочнее» ранее действовавшего Положения, утвержденного в 1994 году главой тогдашнего правительства В.С.Черномырдиным. Согласно «черномырдинскому» Положению задачей музея являлось «хранение и собирание ценностей православной художественной культуры и искусства». Поправки, вне­сенные в Устав, грозят превратить ува­жаемое заведение в ординарный музей.
     Что конкретно изменится после осу­ществления замыслов Попова? Кроме воскресной школы, музей может по­терять целые направления - древнерус­ское градостроительство, историчес­кий и археологический секторы.
     Также вызывает нарекания коллек­тива и неоднозначное поведение директора. Без должной проверки и в полной тайне от коллектива Г.В. Попов отдает пять ценнейших икон XVI-XVIII веков частному лицу - С.И. Григорьянцу, хотя последний не представил фактов, неоспоримо доказывающих принадлежность ему икон. Естественно, что коллектив возмутился - судебная тяжба с Григорьянцем длится до сих пор.
     Чтобы привлечь внимание к конфликту вокруг музея имени Андрея Руб­лева, «оппозиция» шлет письма в раз­личные инстанции: в Министерство культуры, в правительство. Вице-пре­мьер Валентина Матвиенко еще в кон­це прошлого года отреагировала - дала поручение тогдашнему министру культуры Владимиру Егорову изучить не­благополучную ситуацию в музее и принять соответствующие меры. Ведь в том, что сейчас музей находится на грани выживания, большая «заслуга» именно Министерства культуры. Но Егоров уже не успел распутать тугой узел противоречий - его сменил на по­сту министра Михаил Швыдкой. Его позиции по поводу музея однозначна - сделать его полностью светским.    
     Что будет с музеем дальше - неизвес­тно, но в силах общественности не допустить, чтобы уголок духовности, бе­режно сохраненный в монастыре на вы­соком берегу Яузы, не пропал в нынеш­нем безвременье.

Александр Геннадьевич Степанов

Ведомости. 2000 г.

СМИ о ЦМиАР

Previous post Next post
Up