Все уже посмотрели? И я тоже, да, экранку в плохом качестве. Сейчас скажу свое имхо.
Мне не понравилось, я осталась в полном недоумении: а что это было? зачем? Тягучий, скучный бессвязный фильм. В нем мало человеческого. В нем нет ни духа, ни буквы "Мастера и Маргариты". Наверное, любое искусство, сделанное на госденьги, превращается в халтуру. Да, по мотивам, пускай, мы за новаторство. Но это кино плохо сделано. Оно оставляет совершенно равнодушным.
Во-первых, композиция. Словано книгу изодрали в клочья, а потом эти клочья произвольным образом соединили. Нет связного рассказа, нет связного сюжета, фильм начинается с середины, откатывается к концу, потом к началу, потом опять к середине, кто куда зачем, эпизоды длятся меньше минуты. Вставные фантасмагории, отсебятина, фантазмы, как по ухабам. Нелогично, хаотически, "кто на ком стоял". Не сюжет, а рвакля. Кошка на клавиатуре.
Клиповатость режиссерской задумки дергается вперед-назад. Действие в отдельном эпизоде разворачивается буквально в несколько секунд. Только вслушаешься, рраз- и отьехали. От внезапных рывков туда-сюда зритель получет сотрясение мозга, whiplash.
Во-вторых, рваный ритм и несоразмерный, рваный, бессвязный текст. Три четверти текста написано заново для фильма, и это совсем плохо. Когда герои все же произносят вроде бы булгаковский текст, он полностью перекроен и перерезан. Ни однa фраза не была обойдена вниманием! Текст произвольно перемешан и рассыпан по персонажам, герои говорят чужой текст. Наше вошедшее в плоть языка: "в белом плаще с кровавым подбоем", "внезапно смертен", "вы у нее отпуск зажилили", "тьма, пришедшая с востока", "правду говорить легко и приятно", "рукописи не горят" - это сценаристу напел Рабинович, или сценaрист был пьян, обдолбан, под наркозом, под дулом пистолета. Переделано все, хоть порядок слов, да переставлен. Будто актеры забыли роли и несут отсебятину. Каждый раз как ножом по стеклу!
Должен же быть какой-то ритм в каждoй сцене, завязка, кульминация, рaзвязка, логика эпизода. Нееет! Все несется, будто на пьяной карусели. Одни эпизоды растянуты до невозможности, важнейшие - смяты и скомканы. На середине фильма мне стало скучно. Как можно сделать скучным бал у Сатаны? Оказывается, можно.
Зачем авторам надо было было заранее перезнакомить героев, насильно впихнуть их в единство времени и действия? Зачем они везде вместе?Чтобы показать, что они все хотят подгадить Мастеру? Куда вы их поволокли на бал к сатане? А как же "как причудливо тусуется колода?"
Изверги все кругом, и дьявол выглядит самым симпатичным на их фоне. Весь фильм он шлятся в обнимку с Мастером, везде его водит, диктует ему текст романа и побуждает его работать. Прямо бригадир и нерадивый подчиненный.
В третьих, эстетика. Холодный стиль немецкого кино, арт нуар. Футypистические декорации, увлечение АИ. Получилось то ли Аэлита, то ли Готэм-сити, то ли Метрополис. Новейшие технологии, а картинка устревшая. Какие-то колоннады, дворцы, мраморные променады, полное безлюдие, стерильная чистота - эстетика третьего рейха! Не может быть в таких хоромах квартирного вопроса. Юмора нет, никакой сатиры тоже нет, одна холодная серьезность.
В четвертых, актеры и их роли. Возможно, там хорошие актеры, но им не дают играть. Они в кадре находятся несколько секунд, что тут сыграешь, сразу же хрусть и пополам! Дерг-дерг, ваших нет! Только Мастер еще как-то виден, и он хорош. Воланд не дотягивает вообще. Текст сам не произносит, хихикает в кадре. Чтобы сыграть дьявола, надо быть мощной личностью. Басилашвили такой личностью был, а немецкий актер - нет, он попадает в типаж, но нет в нем внутренней силы.
Юлия Снигирь, возможно, хороша, но она почти не говорит. Дерг-дерг! От Пилата и Иешуа остались по три скомканные перекроенные фразы. Иуды нет вообще. Зато раздулась роль Алоизия, он тут главный герой. Алозизий вообще давний друг Мастера, он везде, бегает по всем эпизодам и обьясняет зрителям, что происходит. Надо было назвать фильм "Мастер и Могарыч".
Очень хорош Берлиоз в роли старого помятого еврея, жаль, что его живописно и долго давят трамваем. Азазелло, по-моему, сказал только одну фразу. Хорош он или плох? А как узнать? Коровьев хихикает и маниакально смеется. Грим как у Джокера, а то мы не разберемся, кто тут плохой. Гела попадет в типаж, дайте же ей сказать! Зато несуществующая сцена партсудилища над мастером растянута надолго. А Иван Бездомный? То, что он безумен, видно и так, но где эволюция характера, в конце концов? Не в том же, что его обрили? Дерг-дерг, проехали.
Бал у Сатаны, ох, горе мое. Написано же - голые женщины и фрачники! В наряде, как на голой вечеринке, одна Маргарита, a все женщины одеты в черные балахоны. Сам бал занимает пару скучных минут, две фразы, Фрида, потом долгое парение и спецеффекты. Роли так статичны, актеры еле двигаются и принимают изысканные позы. Нет эмоционального удара, все мертвечина. Опять две надерганные перекалеченные фразы, гуд бай, гори несуществующая Москва жарким пламенем.
Наташи нет, Поплавского нет, Варенухи практически нет, Иуды, как я уже сказалa, нет, Левия Матвея нет, Афрания тоже почти нет. Пилата и Иешуа тоже почти нет. Чего не хватишься, ничего нет.
Единственное сильное впечатление - Воланд читает горящую книгу. Вот это "рукописи не горят", но сами слова были перекорены и переделаны. Зачем?
Как пишут в интернетах, "на свете нет, не было и не будет экранизации лучше, чем фильм Бортко".
Единственным живым впечатлением от нового МиМ стала орущая врезка-реклама кабака с блэкджеком и шлюхами, который (блэкджек) и выложил фильм. Реклама идет поверх кино. Взрыв цвета, жирный татурованный бугай, джакузи, полное голых извивающихся баб, деньги пачками, уголовный рэп. Какие милые понятные персонажи, как это уместно. Наверное, кот Бегемот передает нам привет. Булгаков все-таки смеется последним.