Совершенно случайно, через Meetup, мы попали на пешеходную экскурсию по городу Портсмуту, а главное, в Hill House Museum. До сегодняшнего дня я не подозревала, что такой музей вообще существует, а оказалась интереснейшее место - и где - в Портсмуте!
Прогуливаться по Портсмуту - занятие весьма нездоровое, это очень бедный, очень черный, очень криминальный город за рекой. Hапоминает Ньюарк, а местами так вообще Камден. Мы туда попадаем редко, от совсем уже отчаянной тоски, когда пойти абсолютно некуда. Садимся на паром, платим за поездку на городском транспорте и едем на ту сторону.
Общественный транспорт :
Меня уже страшно достала полная изоляция, и я пошла бы куда угодно, где люди - a тут с группой можно гулять! Оказывается, это группа, посвященная хайкингу, у них все серьезно, даже членские взносы платят каждый месяц. Экскурсии как таковой не было, но надо же ходить и худеть! Портсмут очень старый, спланирован как английский Портсмут, и если не бы не криминал на улицах и беспредельная коррупция в мэрии, мог бы процветать как историческое туристское место. За пределы центра выходить не надо ни поодиночке, ни группой.
Группа бессистемно бродила по историческому кварталу, по самому центру. Там еще сохранилась старая белая аристократия. Из церквей выходят белые, это тоже остатки былой роскоши. Белые практически полностью покинули город. Есть очень старые дома, например, домик 1740 года, полностью сохраненный, и там живут люди.
Как вы думаете, какие проблемы одолевают мэрию Портсмута? Если вы считаете, что преступость, бедность и ужасающие школы, то вы не угадали. Все силы брошены на привлечение в город индейского казино, а главное - на борьбу с конфедератскими памятниками! "Снести! Убрать! Увезти на кладбище!"- взывают на заседании народные избранники - и тогда жизнь в этом гиблом болоте сразу pасцветет. Памятник и краской обливали, и слова плохие писали, и какой-то урод таранил его на автомобиле.
Многострадальный монумент, типовой:
В итоге, после двухчасового бесцельного гулянья нас повели в музей Хилл Хауз.
Вот это, я скажу вам, жемчужина в навозной куче!
Мимо этого дома можно пройти и не заметить, что там музей. Дом как дом, я даже не сфоткала толком.
Там около ста лет с 1825 года жила большая семья. Очень состятельные были люди: в их доме гостило четыре американских президента. И вот однажды в 1918 году эта семья в полном составе вышла из дому и больше не вернулась. Нет, ничего плохого с ними не случилось. Глава семейства был богат, и он построил новый современный дом на берегу океанского залива. Уже тогда жить в изнурительно влажном болоте с желтой лихорадкой, от которой погиб основоположник рода, нормальным людям совсем не хотелось. Сейчас поездка от Портсмута к морю занимает минут сорок через туннель по хайвею, а тогда ни туннелей не было, ни хайвеев, а был один паром через реку. Не наездишься. Проще было все бросить и уйти.
Дом остался в том виде, в котором его покинули хозяева. Вся мебель, обстановка, посуда, белье, занавески, картины, одежда в шкафах, лампы на потолке, даже зола в печке - абсолютно все осталось как было при хозяевах. Там никто постоянно больше не жил, но видимо, кто-то все же появлялся периодически, - там пристроили туалет и поставили холодильник.
Последними в роду были пять сестер и брат. Hи один из них не состоял в браке и детей ни у кого не было. Сестры были жутко некрасивыми, но веселыми и безалаберными девицами, любили своих собак, растения в саду, и курили как паровозы. Они с радостью переселились к морю, где сподручнее гонять собак, устраивать приемы и разводить большой сад. На дом, набитый пожитками, просто забили.
Дом был завещан историческому обществу еще в 1961 году. Старенькие сестры позаботились, что все накопленное семьей за почти двести лет осталось в доме. Так он и стоял до 2012 года, когда там открыли музей. Музей открыт по выходным, но с января по май он закрыт на реставрацию. Несмотря на нетронутые артефакты из помещичьего быта, бродить по старым домама с хламом не так уж интересно. Сейчас там самое удачное время: рождество,елки, все украшено, плюс выставка антикварных игрушек, которые рассажены и разложены по всему дому, будто они принадлежали семейству.
Кристмас, елок, наверное, штук сто, в каждом углу, по нескольку в комнате:
Игрушки довольно страшненькие, из фильма ужасов.
Подсвечник какой красивый!
Карнизы, позолченные - золото настоящее
Портрет бабушки семейства. Прогрессивная была женщина. В ее комнате впервые провели туалет, что позднее сыграло историческую роль. Помогала детям с уроками и чтением.
Интерьеры с елкой и игрушками. Все предметы мебели и обихода подлинные.
Подлинные елочные игрушки той эпохи:
Интерьеры:
Граммофон и подлинный шкаф семнадцатого века, привезен из Франции:
Детали шкафа: инкрустации слоновой костью
Какие симпатичные куклы!
Бумажные одежки, как в нашем детстве:
Неизвестный науке зверь:
Жуткая зловещая кукла. Ничего себе Мерри Кристмас! Это скорее Хеловин. Говорят, что кукла с секретом, в голове у нее тайник. Но разбивать голову кукле в научных интересах никто не стал:
Это уже наши дни:
Вся семья спала в такой комнате, и дети, и родители. Какое упаси боже, прайвеси. Под каждой кроватью горшок:
Переходим к самому интересному - к кухне. Жилище модернизировалось, но при этом старое оборудование не разрушалось. Осталась вот такая старинная плита. На ней готовили, даже зола внутри осталась:
А рядом вот такая плита, электрическая:
Внутри одного из первых холодильников: Работает отлично, морозит как зверь, проблем не создает:
Одна из самых первых в америке посудомоечных машин. Сохранилась чудом, ее часто снимают в кино. Смотрите, как внутри все просто!
Черная женщина задала вопрос, на чьей стороне сражались в гражданской войне сыновья семейства Хилл, и были ли у них рабы. Экскурсовод с достоинством ответил, что на конфедератской, южной, выбора у них не было, даже если они не поддерживали конфедератов. В доме не было помещения для рабов, как часто бывает на Юге. Рабов семейство Хилл не имело: вся прислуга, работавшая в доме, получала деньги и жила неподалеку. Белая женщина спросила, есть ли в доме привидения. Экскурсовод ответил, что дом посeщали охотники за привидениями и ушли с пустыми руками.
Как я уже упоминала, в доме до конца девятнадцатого - начала двадцатого века не было туалетов. Были ночные горшки для мелких дел, а во дворе "удобство" . Две дощатые будочки М и Ж, каждая на три лица. Сидеть, так в компании! Опять же, где прайвеси?
Семейка Хилл видимо, была жутко безалаберная и не заморачивалсь общепринятыми нормами. Например, выгребные ямы полагалось время от времени чистить. Семья Хилл не делала этого почти никогда! А еще они бросали в выгребные ямы крупный мусор: разбилась тарелка - туда ее, разбилась ваза - бросай туда же.
И все это помойно-туалетное богатство лежало до прихода благодарных археологов в двадцать первом веке! Им привалило счастье, они раскопали целый клад в выгребных ямах. Залежи артефактов извлекли, помыли и выставили в музее. Говорят, дает бесценную инфорамцию о повседневных предметах, которые сгинули во тьме веков. Kроме битых тарелок, чашек и ваз, обнаружили массу жестянок, бутылок, курительных трубок, и почему-то лошадиную челюсть. Но там еще есть где копать, нужник переносили несколько раз.
Выставка археологических редкостей, извлеченных из выгребной ямы:
Дом закрывается до мая. Надеемся прийти сюда в следующее рождество.