По техническим причинам выкладка второй части сильно подзадержалась, тем не менее вот оно.
Пособие предназначено и лучше всего подходит детям семей экспатов, говорящих дома по-русски и имеющих родственников в России. Детям переселенцев в третьем поколении, которые говорят на русском мало, нужно "замедлять" занятия, разбавляя их дополнительными заданиями так, чтобы 40 занятий первого года проходились в течение полутора лет.
Ссылка на описание первой части:
здесь.
Вторая часть состоит, как и первая часть, из "учебника" и "дополнительных заданий".
Каждый урок "учебника" дает возможность заняться развитием словарного запаса и грамматикой.
Развитие словарного запаса в первый год обучения касалось тем повседневной жизни, непосредственного окружения ребенка: дом, семья, город, мегаполис, профессии, домашние животные, ферма, лес. Второй год обучения затрагивает более широкие темы: это будет некий микс из био-, культуро-, антропо-, психо- -логий, замешанных на истории и географии. Некий внутренний стержень я-дом-семья-человек-город-деревня-лес будет и дальше прослеживаться, но не столь очевидно, как в первом классе. Со второго класса темы будут больше "скакать", поскольку мы занимаемся все-таки русским языком и наша задача не углубиться как следует в какую-то тему, а постепенно расширять словарный запас, периодически повторяя уже пройденное.
Чтение присутствует на каждом уроке, хотя не является его главной частью. Тексты берутся разные, по возможности максимально близкие к теме урока, по возможности незанудные и короткие. Я стараюсь давать тексты в полном объеме, но не считаю, что ребенок должен прочитать все до конца сам: задача раскрыть тему, а не добиться идеальной техники чтения. Поэтому максимум ребенка - страница, остальное читает мама. Стараюсь чередовать тексты: детские стихотворения, отрывки из детских энциклопедий, сказки, рассказы, потому что каждый вид текста требует тренировки: то, что ребенок читает стихи, не значит, что он будет легко справляться с прозой и особенно с текстами энциклопедий.
Грамматика в первый год еще максимально практическая, а не теоретическая: мы затрагиваем темы мягкости согласных (ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн и т.д.), безударной гласной (пока без понятия корня), оглушения-озвончения, знаков на конце предложения. Не заучиваем систему звуков, не делаем звуко-буквенный анализ.
Письменная часть пока остается самой неразвитой, поскольку для письменных занятий труднее всего создать мотивацию, да и первый класс школы пока не позволяет много писать. Тем не менее хоть что-то мы каждый раз пишем, кроме слов по соответствующей грамматической теме, в основном пытаемся составлять списки.
Дополнительные задания дают возможность углубиться в какой-то навык: улучшить технику чтения, сделать дополнительные упражнения по какой-то теме, написать диктанты в разных формах. Наш опыт показывает, что найти время для дополнительных занятий крайне сложно, проще сделать каждый пятый-шестой урок уроком повторения с заданиями из дополнительной книжки.
Пособие для второго класса, как я надеюсь, будет через пару-тройку месяцев (первые 20 уроков). Если вы во втором классе, но совсем не занимались, я рекомендую хотя бы сокращенно, но пройти первый класс. Как показывает практика с детьми переселенцев, надо привыкнуть к форме подачи материала не столько детям, сколько родителям.
Если вы уже во втором классе, отзанимались по какому-то учебнику первого класса, не хотите дальше идти по учебнику и хотите получить уроки для второго класса сейчас, не ожидая их в готовом виде, вы можете стать "тестером", получить то, что есть в сыром виде, и сообщать о найденных ошибках.
Как получить пособие
Поскольку сил и времени на написание уходит много, я прошу финансово поддержать мою работу - в размере 6 евро.
По этой же ссылке вы можете поддержать мою деятельность, перечислив любое пожертвование.
поддержать и получить пособие