Китайская архитектура сегодня. Экскурсия по г. Хэйхэ (黑河)

Jul 01, 2011 12:28

За пару последних десятилетий небольшая китайская деревенька Хэйхэ с населением не более полумиллиона превратилась в крупный по меркам северного Китая город. Столь быстрое и бурное развитие весьма положительно сказывается на общем внешнем виде улиц, ещё недавно являвшихся грунтовыми дорогами, сточные канавы вдоль которых местные жители использовали для слива помоев. Когда-то в Хэйхэ было мало крупных капитальных строений, потому для ведения новых социалистических строек достаточно было сносить расположенные по всей территории населённого пункта ветхие лачуги.
Сделанный на экспорте "адидасовских" штанов огромный капитал, позволил китайцам возводить вполне даже незаурядные строения по нестандартным проектам. Во всяком случае, они заметно отличаются от наших привычных параллелепипедов.
Отправившись в путешествие по городу, можно обнаружить, что некоторые дома (их процент невелик) строятся в традиционном китайском стиле - как совокупность небольших построек с выложенными черепицей пагодами.



Есть вариант "для ленивых" - требующие высокого мастерства и больших трудозатрат пагоды не делаются, но общая композиция строения явно указывает на попытку придерживаться традиций.



Китайцы чтят свою культуру. Именно поэтому, кстати, до сих пор не отказались от иероглифической письменности, неудобной не только для всего остального мира, но и для них самих. И в этом почитании корней они нередко вклинивают свои традиционные архитектурные элементы в здания явно для этого не предназначенные.



Башенка на крыше выполнена в форме типовой китайской беседки. И своим внешним видом она, конечно, никак не сочетается с тем, на чём установлена.
Вообще, башни - чрезвычайно популярная в архитектуре сегодняшнего Хэйхэ тема. Причём, используют их совершенно хаотично, никак не учитывая общую стилистику здания. Однако их настолько часто ставят на дома, что иногда стилистика башенки и строения случайно совпадает, и получается вполне даже неплохо.



Немало подобных зданий было построено у нас в советскую эпоху. Но это вовсе не значит, что китайский архитектор пытался скопировать стиль. Просто оно так совпало.
Действительно, иногда башня вполне удачно вписывается в конструкцию здания.



А случается, что она, как бы, не совсем уместна. Более того, не свойственна вообще никакому архитектурному стилю.



Надо заметить, в самой башне угадывается что-то китайское. В частности, намекающие на традиционную пагоду разлёты у её основания. Но чувствуется, что дело не только в этом. Тщательно проанализировав составляющие элементы, можно сделать для себя небольшое открытие: форма крыши - одна и форм традиционной шапки мелкого китайского чиновника. Часть строения, увенчанная башенкой, сама по себе выглядит неплохо. Однако смотрится несколько несуразно в трёхэлементной композиции.
Эклектика, как уже можно догадаться - типовая отличительная черта современной китайской архитектуры. Иногда достигающая уровня явного синкретизма. Примером чего, среди многих прочих, может служить башенка эпохи возрождения, водружённая на обычную бетонную коробку.



Или вот такой дворец двухсотлетней давности, с башней, которая на нём вообще не очень-то стилистически уместна (в действительности, зданию не более десяти лет).



Однако бывают и конструкции, в которых угадывается единство стиля.



Это так называемый нео-грек, призванный оправдать не совсем удачные попытки закосить под античность. Стоит заметить, треугольная штучка на крыше - это не крыша, а именно всего лишь штучка. То есть, что-то вроде архитектурного кокошника в псевдогреческом стиле.
Вообще, тема античности - распространённое явление. С той только разницей, что у нас в подобном стиле выполнены в основном здания, которым сто, двести и более лет, а в Китае - самое новьё, поскольку там только недавно дорвались до свободы архитектурного самовыражения. И эта свобода иногда даёт нижеследующие результаты.



Макушка, как водится - просто бордюрчик, грозящий в ветренную погоду обрушиться на прохожих.
Не возьмусь перечислять количество архитектурных стилей, укладывающихся даже в небольшом фрагменте здания, тем более, что сам - отнюдь не архитектор. Если есть знающие люди, буду признателен за прояснения.



При всей мешанине стилей, присутствующей в большинстве современных строений, временами встречаются здания, создающие внешнее впечатление стилистического единства.



А бывают такие, которые такое впечатление не совсем создают.



В принципе, для современной архитектуры это нормально. Однако одно дело - когда так задумано, когда архитектор заложил в такую расстановку какую-то идею, и совсем другое - когда понимаешь, что архитектор - значительно в большей мере проектировщик, совокупляющий (во всех смыслах) элементы дизайна, чем хоть сколько-нибудь зодчий, вынашивающий единую стилистическую композицию.
Несмотря на вышеизложенное, всё же, можно путём сравнений выделить момент, общий для современной архитектурной стилистики в Хэйхэ. Подобных домов со скруглённым углом, как представленный выше, в Хэйхэ немало. И ни на одном из них нет башен. То есть, у них, как бы, принято считать, что на таких домах башня неуместна. Хотя, возможно, объяснение много проще: в Хэйхэ есть архитектор, которому нравятся скруглённые углы, но напрочь не нравятся башни, являющиеся простым украшательством.
Кстати, бессмысленное украшательство (много более бессмысленное, чем башни) китайцам свойственно практически во всех сферах их деятельности. Особенно в случаях, когда в оформление можно вклинить традиционные элементы своей культуры.



"Кокошник" на крыше дома - это воплощённый в архитектуре элемент головного убора древнего китайского воина. Ну и, конечно, на дальнем углу здания мы можем видеть уже привычную башенку. Единственное, чем, как мне думается, можно оправдать военную тематику в обычном жилом доме - непосредственная приграничность. Дом стоит на набережной реки Хэйлунцзян. Точнее, это китайцы так думают, в действительности, река называется Амур. Через реку располагается русский город Благовещенск (подробнее в Поездки в Китай в халате и в тапочках).
И, напоследок, просто красиво спроектированный дом.



Думаю, арочки на крыше не следует считать заимствованием из какой-то стилистики (такие формы были популярны и в античности, и в романском стиле, и в готике). Для китайской традиции это, конечно, совершенно не свойственный элемент, однако современный мир имеет вектор к смешению культур, оттого теперь где угодно используется что угодно.
Несмотря на аляповатые несуразности, а подчас и откровенные нелепости, присутствующие в архитектуре сегодняшнего Хэйхэ (и не только его, разумеется), всё же, выглядит это хорошо. Действительно, красивый город, почти весь застроенный очень разнообразными современными домами.

государство, представления, китай, менталитет, культура, цивилизация

Previous post Next post
Up