Немного про танки на Шумшу (2)

Jul 28, 2015 15:21

Японский средний танк Тип 97 Чи-Ха (九七式中戦) с "короткой" 57-мм пушкой из состава 11-го танкового полка,  дислоцировавшегося на острове Шумшу и о. Парамушир (одна рота). Данная машина была подбита в бою днём 18 августа 1945 года в нескольких сотнях метрах восточнее высоты 165 нашими бронебойщиками и оставлена экипажем.

Из статьи "Памятники военной истории на Северных Курилах (По результатам обследования островов Шумшу и Парамушир в 1991 - 1992 гг.) Н. Б. Аюшин, В. И. Калинин, Д. А. Анча", опубликованной  в Краеведческом  бюллетене за  1998. № 1.

"е) танк "чи-ха" (вариант с 57-мм пушкой) в овражке (во время боя застрял, не смог выбраться и был оставлен экипажем) в 400 м к северу(?) от вершины горы Северной; отсутствует орудие: по сведениям, полученным от очевидцев, оно было украдено в 1990 г. одной из несанкционированных поисковых групп из г. Владивостока. Двигатель, броня над ним и части трансмиссии также отсутствуют, но были сняты и увезены гораздо раньше, предположительно в 60 70-е годы. В остальном танк сохранился хорошо...."
("в 400 м. к северу от вершины горы Северной" - в тексте ошибка, на самом деле машина находится примерно в 400 м. восточнее)

Более подробное описание:

Эту машину местные экскурсоводы иногда соотносят с эпизодом боя у высоты 165, когда пятеро моряков-тихоокеанцев под командованием техника-лейтенанта Александра Михайловича Водынина в ожесточенной схватке остановили  группу японских танков

Дальневосточные панфиловцы
Н. Фабричный.

фрагмент:
.
"...Первым из кювета поднялся Водынин. Метнул гранату под гусеницы танка. Взрыв, и тот закружился на месте, а потом вспыхнул. Второй танк шел прямо на Водынина. Прижав к груди противотанковую мину, офицер бросился с ней под вражеский танк. Дым окутал колонну врага.
«За Родину!» - крикнул Иван Андреевич Кобзарь и с высоко поднятой в руке связкой гранат бросился навстречу третьему танку. Однако сделал он это рано. Пулеметная очередь прошила грудь смельчака. Японский танкист, опасаясь подорваться на мине, резко затормозил и свернул в сторону. В это время в него на полном ходу врезался четвертый танк, двигавшийся следом. Обе машины вышли из строя. В колонне японцев произошло замешательство. Танки полезли друг на друга, сбились в кучу. Дорога была загорожена. Остальные свернули в сторону и стали медленно пробираться по краю болота. Сержант Рындин, схватив фугас с детонатором, выскочил наперерез, и бросился под пятый танк..."

Опубликовано в газете Камчатская правда.   12 августа 1970 года

Фото танка, его современное состояние.









Судя по внешнему виду, машина объезжая какое-то препятствие  завалилась в овражек у дороги  где и благополучно застряла. С другой стороны, на левом борту корпуса есть вмятина, в башне  танка с левой стороны имеется несколько пробоин от ПТР, с правой стороны башни тоже видны следы попаданий, без пробитий. Неизвестно, есть ли попадания в корпус справа, так как танк лежит на этом борту. Вероятно, мехвод мог быть также убит или ранен выстрелами ПТР и в результате этого танк и съехал в овраг.
Также может быть, что застрявшая и покинутая экипажем машина могла быть уже после расстреляна нашими бронебойщиками
Следы возгорания и взрыва боекомплекта отсутствуют, внутреннее оборудование танка, двигатель, трансмиссия и всё прочее  полностью демонтированы в пятидесятые-шестидесятые года прошлого века на запчасти для затрофенных  машин, использовавшихся как тягачи.
Место механика-водителя завалено землёй и хламом, видна только часть рычагов управления.
Демонтирована полностью бронезащита моторного отделения, верхний лобой лист с люками доступа к трансмиссии. От танка осталась просто пустая броневая коробка корпуса с ходовой, гусеницами и башней. Даже 57-мм пушку упёрли в начале девяностых владивостокцы.

Фотографии, сделанные в 2010 году экспедицией  Центрального музея Великой Отечественной войны.
Предоставил снимки Юрий Пашолок.








Вид вдоль склона высоты 165 в направлении пляжа, где произошла высадка десанта. Правее видна дорога Курбатова (Кокутан) - Байково (Катаока), вдоль которой 18 августа занимали позиции  советские морские  пехотинцы. Ну и описываемый  танк виден, "в положении".





















Вид на места водителя и стрелка-механика. Справа у борта виден чудом уцелевший контейнер для укладки 57-мм снарядов.








По левую сторону от места, где когда-то было орудие, то, что осталось от механизма поворота башни.








Для исследования машины нужно удалять скопившийся в правой передней части корпуса грунт и мусор, "прозванивать" землю вокруг, под ней  и особенно с правой стороны машины, в самом овраге. Там, с некоторой долей вероятности, могут находится погибшие члены экипажа.

Этот танк интересен тем, что сохранилась его фотография, сделанная сразу после окончания боёв где машина запечатлена в, так сказать, оригинальном, только что подбитом виде.



Башенный двухстворчатый люк и люк стрелка открыты, можно предположить, что экипаж  покинул машину. Кормовой башенный пулемёт снят и валяется рядом на земле. Может он там и лежит до сих пор, заросший.

Машина окрашена в ранний (до 1942 года)  трехцветный камуфляж из пятен различной формы с "жестким" рисунком краёв. Как правило, для этого использовались цвета: "куса-иро" (зеленая трава), "точи-иро" (коричневый, земляной) и "карекуса-иро" (высохшая трава). Также на башне видна эмблема 11-го танкового полка, 士 - иероглиф воин (самурай), рядом с полковой эмблемой изображен  символ, предположительно знак 1-й танкой роты капитана Фунамидзу Тацуо (船水達夫) (на японских схемах подбитой в районе Четырехгорья техники эта машина указывается как принадлежащая 1-й роте 11-го танкового полка)  и какое-то  тактическое обозначение на борту корпуса из двух белых диагональных линий, вероятно указывающее на принадлежность ко второму взводу.

Вообще, машины 11-го полка имели довольно разнообразную камуфлированную окраску  для одного подразделения. Это и однотонный оливковый "хаки" - "тутикуса-иро" без камуфляжных пятен, и трехцветный старого образца, и трехцветный с извилистыми желтыми полосами, редко использовавшимися на тихоокеанском ТВД. Краска наносилась кистями, вручную, силами личного состава.

Фото тренировки японскийх войск на о.Шумшу. Пехота отрабатывает противотанковую тактику во взаимодействии с  машинами 11-го танкового полка в районе ВМБ Катаока, примерно начало лета 1945 года.  Танк на фото несет те же самые эмблемы и  тактические обозначения, что и описываемая машина. Можно предположить, что они принадлежат к одной роте (первой) 11-го танкового полка. На снимке командирская машина, если судить по поручневой антенне, на заднем плане виден Второй Курильский пролив и о. Парамушир.




Фотографии этого же танка примерно годов семидесятых (ч/б)  и конца восьмидесятых (цветная). Еще на месте орудие, створки бащенного люка, гусеничные крылья.  На заднем плане первого фото видна высота Отайдзан (сопка Северная).





UPD:

По итогам полевых исследований, проведенных на острове Шумшу в конце августа 2015 года удалось более полно восстановить подробности ряда  эпизодов сражения за Четырехгорье и танковых атак японцев 18 августа 1945 года. Это касается и последнего боя рассматриваемой в этой публикации машины.
Общая картина складывется такая. Подступы  к Четырехгорью, в районе высоты 165 (Отайдзан) юго-восточные скаты прикрывала изломанная линия длинного противотанкового  рва, за которым выше находились японские траншеи и позиции артиллерии, в том числе и зенитной. Наши десантники, продвинувшись к скатам высоты, первоначально смогли закрепиться в противотанковом рву и кустах, росших рядом с ним перед японскими позициями,  несколько не дойдя до них, это единственное место там, где можно занять оборону.
Судя по японским картам, сделанным после окончания войны выжившими танкистами, 11-й танковый полк атаковал с южных подступов к Четырехгорью в направлении на высоту 165. Несколько не дойдя до вершины танки двинулись вдоль восточного склона высоты и затем разделились, основная часть, обогнув высоту,  двинулась напрямую к пляжу Такеда , где высадился наш десант, а меньшая группа на правом фланге направилась несколько северо-восточнее по склонам высоты 165 в направлении автодороги на мыс Кокутан. На этом фланге в начале атаки шли машины 1-й и 3-й танковых рот, но после выхода на склоны Четырехгорья боевые порядки полка уже полностью перемешались, судя по расположению подбитой техники.  Проскочить к дороге и дальше всего пройти по ней  удалось нескольким танкам 2-й роты, которые были остановлены нашими расчетами ПТР. Один из подбитых танков до сих пор и стоит там,  у обочины.
Во время атаки 11-го танкового полка машины, двигающиеся вдоль склона высоты попытались выбить десантников из рва, ведя по нему и по зарослям в нем и вокруг него плотный пушечно-пулеметный огонь (было обнаружено некоторое количество осколков и неразорвавшихся снарядных болванок. Там же, у противотанкового рва поисковой группой был найден наш погибший морской пехотинец, сраженный японской пулей.
Один из танков смог прорвать оборону наших бойцов, преодолеть ров и продвинуться в сторону дороги на мыс Кокутан (Курбатова). Судя по фото того времени, машина двигалась к дороге развернув башню назад, вероятно ведя огонь по оставшимся в противотанковом рву позади десантникам. Но тут ситуация сложилась для него крайне неудачно, машина оказалась фактически в ловушке, так как продвигаться дальше по склону высоты 165 было очень опасно, открытое место простреливалось нашими ПТР,  на самой дороге также закрепились наши моряки, и в тыл танку вели огонь изо рва оставшиеся там советские бойцы. Назад вернуться также возможности не было. Обстрел из ПТР велся с нескольких сторон, а машина находилась на  открытом пространстве.  Экипаж танка предпринял попытку прорваться к автодороге через  русло небольшого ручья, протекавшего рядом, на это указывают сохранившиеся на дерне следы гусениц, по которым можно проследить его путь. Трудно сказать, что точно случилось дальше, когда боевая машина достигла берега ручья.  Может быть, мехвод был ранен или убит пулей из ПТРД, или  водитель танка совершил сам ошибку, но  в результате этого маневра танк провалился в ручей правой гусеницей и сел на собственное днище.  В этой позиции  машина напрочь застряла, потеряла подвижность и была расстреляна нашими  расчетами противотанковых ружей.  Экипаж мог быть уничтожен нашими бойцами, занимавшими позиции у дороги, при попытке покинуть обездвиженную машину. Исследования собственно танка и места его гибели не проводились в связи с отсутствием времени у поисковиков.

Пробоины от пуль калибром 14,5-мм в левом борту башни танка, вид снаружи: .





и изнутри. Видно отлично сохранившийся белый асбестовый подбой, остатки захватов для крепления 57-мм выстрелов и стопор башни. Командирская башенка также прострелена из противотанкового ружья..





Пробоины  в башне изнутри, крупный план.






Карта участка местности, где стоит  подбитая машина.  Синей отметкой с цифрой 1 указано положение находящегося в ручье  танка на настоящий момент. Синяя отметка с номером 2 указывает на подбитую и сгоревшую машину третьей роты. Синяя отметка с цифрой 3 это еще один сгоревший танк, из первой роты. Синяя стрелка,   примерный маршрут движения описываемой машины до места гибели. Отмечены позиции наших десантников в противотанковом рву и у дороги, красная точка - место находки останков нашего морпеха. Красная стрелка - направление на высоту 165 и Мемориал.

Фото ниже предоставлены участниками экспедиции  "Поискового  движения России"  на острове Шумшу  августа этого года.

Найденное поисковиками место гибели нашего бойца у японского противотанкового рва
(ров виден на заднем плане первого фото).
Один из 156 погибших и пропавших без вести из состава батальона морской пехоты...




Фрагменты униформы, амуниция, личные вещи найденного морпеха. Флотская пряжка с ремнем, подсумки, значок  ВЛКСМ,  морская пуговица. На втором фото, японская пуля,  извлеченная из останков бойца.







вооружение, 11 танковый полк, Курильская десантная операция

Previous post Next post
Up