Быть собой, или как распознать святого

Jan 14, 2023 21:22


Каждый понимает всё со своего уровня бытия. Поэтому трактовка одних и тех же вещей у разных людей сильно отличается. Один известный актёр назвал фразу “будь собой” отвратительной. Это было сказано в том контексте, что человек должен прилагать усилия, чтобы становиться лучше. Без таких усилий он опускается. Это справедливо и с позиций морали, и с точки зрения духовного развития. Но “лучшее” на каждом уровне своё, и для начала хорошо бы выяснить, что такое “быть собой” и возможно ли оно вообще.


Если говорить как есть, то “быть собой” вряд ли получится, потому что сущностные (т.е. врожденные) качества человека имеют, как правило, весьма общий характер, и то, как они проявляются, зависит от жизненных обстоятельств - в общем-то случайных с точки зрения его сущности. Своим человек может назвать сознание - но и оно ему не принадлежит, а лишь даётся “взаймы” на время жизни. Личность человека формируется одновременно с проявлением человека в конкретной ситуации, то есть выбор как именно себя вести у человека потенциально как бы имеется, но ребёнок (а личность в основном формируется как раз в детстве) обычно копирует поведение родителей или окружающих людей. Так формируются поведенческие программы, которые обуславливают человека и всю его судьбу на оставшуюся жизнь. То есть, опять же, его личность оказывается сформированной за счёт случая и не может быть той основой, которая подразумевается во фразе “быть собой”

В обычной жизни (то есть в условиях метафизического сна, в который погружено человечество) человек отождествлён с той ролью, на которую его вывезла кривая жизненного пути. В этом смысле он и видит своё “я”. Но это не реальность, а лишь образ, который поддерживается теми или иными принципами (мораль - лишь один из них), и который сам человек стремится реализовать в жизни. Этот образ обусловлен желаниями и также не может быть цельным, потому что желания человека часто противоречивы.

По мере духовного развития человек становится ближе к Истине, и его иллюзорное “я” по мере продвижения сдаёт свои позиции. Его остаётся всё меньше, хотя окружающие вполне могут объяснять поведение такого человека альтруистическими, эгоистическими или какими-то ещё соображениями, которые не будут соответствовать реальному положению дел. Так, поведение святого может казаться парадоксальным, но жития выхолащивают этот образ до общепринятой схемы.

На высших ступенях духовного пути человек как таковой исчезает, но это не значит, что люди, привыкшие воспринимать его в том или ином качестве, будут замечать эти изменения. По этой причине обычный человек никогда сам не отличит святого среди прочих: со своего уровня бытия он не способен выделить критерии, на которые следует ориентироваться в данных обстоятельствах.

orthodoxy, Путь, психология

Previous post Next post
Up