Последнее летнее воскресенье захотелось ознаменовать прогулкой на какой-нибудь симпатичный водоём.
С пресной водой, как вы знаете, в Крыму сейчас весьма напряжённо, и ближайшие к Судаку озёра заметно обмелели.
Так, например, выглядело нынешним летом первое Ай-Серезское озеро:
Впрочем, купаться здесь можно - в середине чаши глубоко.
А не посетить ли мне Горлинское водохранилище?
Приходилось бывать там в 2016-м - тогда я наплавалась в полноводном водоёме всласть.
А ещё в моих планах было пройтись по среднему течению речки Кучук-Карасу.
Про исток речки, родник Павло-Чокрак, и особенно про каньон Кокасан, наиболее живописную часть речки К-К, писать приходилось (см.
https://evrica-taurica.livejournal.com/49261.html?view=comments#comments и
https://evrica-taurica.livejournal.com/49610.htmlБывала я и в низовьях, близ Пролома и Мичуринского.
А вот середина водной артерии для меня пока что оставалась аква инкогнита.
И я решила пройти от Богатого до Горлинки, по возможности, по берегу.
Красота началась сразу.
Кучук-Карасу ("Малая Чёрная речка", тюрк.) совсем не черна. Обильная и разнообразная зелень отражается в воде, придавая ей малахитовый оттенок.
С молочным отливом:
И воды, по крымским меркам, немало.
Встречаются даже глубокие бочажки:
Укромная лесистая часть русла перемежается с открытой луговой.
И этот малый мостик иногда нужен бывает.
В нынешнюю сушь сложно представить, что на нашей миниатюрной речке случались события весьма резонансные.
Летом 2006-го после сильных дождей вода поднялась выше плотины в Горлинке и, прибыв в Богатое, затопила многие дома. Люди выходили из жилищ и попадали сразу в мутную воду, кишевшую рыбой. Зрелище плывущей прямо в руки даровой рыбки вызвало у сельчан ажиотаж, и два человека при нырянии утонули.
Глядя на этот ручеёк, можно ли вообразить подобные эксцессы?
Такое милое семейство удалось мне запечатлеть: уточка-мать и её 12 малышей как раз начинали заплыв.
Уплыли от чужих глаз, а я снова их встретила.
А ещё в воде я часто замечала стайки форелей.
Но, почувствовав приближение человека, пугливые рыбки скрывались в глубине.
Один раз я всё же успела заснять стайку:
В пути я лакомилась спелым кизилом:
И ежевикой:
Такие сизо-синие ягоды встречаются только у вида, растущего по берегам рек.
От избытка зелени, которую и зной пощадил, и холода ещё не тронули, веселело на душе.
Тополь, орешник и кизил:
Свежесть в конце жаркого лета была для путника настоящим подарком.
Деревья - обычные вётлы. Но как скульптурны антропоморфные стволы, как выразительны их наклоны к воде!
В приречное растительное сообщество плавно вклинился новый участник - белокопытник.
Я писала об удивительных цветах белокопытника, появляющихся ранней весной задолго до листьев:
https://evrica-taurica.livejournal.com/209143.html?view=comments#commentsДа, своими исполинскими листьями белокопытник ещё удивит!
Дальше пошёл солировать бересклет:
Это самое декоративное растение прибрежной флоры.
А белокопытники раздавались вширь и в высоту, да плотнее сжимали свои ряды:
Я радовалась - какой красивой получилась прогулка! - и вновь вспоминала слова Даниила Андреева про душу реки:
вся струящаяся, вся трепещущая, вся ласкающая, вся состоящая из прохлады и света, беззаботного смеха и нежности, из радости и любви.
Серия отражений:
В каждом зеркале - и в зеркале воды - есть тайное взаимопроникновение двух миров.
Этот очаровательный уголок задержал моё внимание надолго.
Появились хвощи с их ажурно-игольчатой листвой:
Совершенно волшебное, сказочное какое-то место...
Ешиль-Су, Зелёная Вода, - так хотелось назвать Чёрную речку.
Следующая остановка - ежевичник.
Ежевики и у нас много, да только от засухи плоды сухенькие, мелкие.
А здешние - сочные, полновесные:
Учёные полагают, что ежевика - лидер среди ягод по полезным свойствам.
Наливаются спелостью лесные орешки:
Следующий эпизод моего речного променада - кизиловый сад.
На излучине берега росли ухоженные кизиловые деревья, явно сортовые; с крупными, почти четырёхгранными созревающими плодами.
Я оказалась в чаире.
Чаир - чисто крымское изобретение. Вот ведь какая умная мысль пришла в голову нашему далёкому предку: в местах, богатых влагой, прививать на дичках культурные сорта яблонь, кизила, груши, лещины.
Полезная информация здесь:
https://ongreenway.org/2010/04/chair-les-sad/ О том, сколь много по осени осыпается ягод, свидетельствует земля под деревьями, обильно усеянная кизиловыми косточками:
Под одним из деревьев возле будки бдительно нёс службу чернявый пёсик
А за кизиловым садом берег стал труднопроходим. Какое-то время я была верна идее пройти реку близко к руслу. Но затею пришлось оставить: увязая в белокопытниках, которые становились всё грандиознее, и обходя увитые лианами кустарники, я не продвигалась в нужном направлении; а тут ещё терновник колючей преградой возник на пути.
И я выбралась на высокий бережок.
Вот как сверху выглядит речка Кучук-Карасу - скромно...
А ближе к Горлинке удалось вновь спуститься к речке.
Показался любитель одиночных заплывов:
Появление водоплавающего пернатого - знак того, что вскоре покажутся человеческие жилища.
И точно.
Вот домики селения Горлинка - добротные:
и в виде живописных развалин:
Прежнее название Горлинки - Би(й)-Эли. 2 улицы да 62 человека (по переписи 2014 года) - вот и весь хутор.
Под грецким орехом - местный житель:
Делянка с кормовой кукурузой и издалека видимая северная ель:
А я всё жду, когда покажется плотина водохранилища.
Идти по открытому месту в знойный день тяжело, но меня тешит перспектива близкого свидания с водой.
И вот, наконец, за ровной линией плотины засинела желанная вода!
Заполнен и контрольный подшлюзовый бассейн; отсюда вода поступает в речку Кучук-Карасу.
Любование синевой... Я к этому склонна.
Видеть синее для меня, кажется, физическая необходимость.
Объяснение этому я нахожу в высказываниях Василия Кандинского:
...дар углубленности...мы находим в синем цвете... То же, когда мы даем синему цвету действовать на душу (в любой геометрической форме). Склонность синего к углублению настолько велика, что она делается интенсивной именно в более темных тонах и внутренне проявляется характернее. Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, - сверхчувственному.
Это - цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо».
Синий - типично небесный цвет. При сильном его углублении развивается элемент покоя. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Он становится бесконечной углубленностью в состояние сосредоточенности, для которого конца нет и не может быть. Переходя в светлое, к которому синий цвет тоже имеет меньше склонности, он приобретает более безразличный характер и, как высокое голубое небо, делается для человека далеким и безразличным. Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не перейдет к состоянию безмолвного покоя - не станет белым.
Воды на удивление вдоволь, как и в прежние лета.
Освежающая, пресная, свежая, чистая, божественная водичка!
Для сравнения - 2 снимка водохранилища в не засушливом 2016-м году:
На водоём приехали пикникующие:
Здесь почти нет удобных отмелей, пригодных для пляжа (а где есть, там следы пребывания сапиенса отчётливы).
Вода подходит вплотную к деревьям.
Я пристраиваюсь на небольшом клочке суши под защитой рогоза.
Это водное растение, которое мы в детстве называли камышом, навевает уютное чувство.
И всегда красиво смотрится в качестве переднего плана пейзажа.
Я приступаю к купанию.
Этот летний обряд для меня свят. Как я понимаю Даниила Андреева!
Если нам посчастливилось воспринять Лиурну душой и телом, погружая тело в струи реки, эфирное тело - в струи Лиурны, а душу - в ее душу, сияющую в затомисе, - на берег выйдешь с таким чистым, просветлевшим и радостным сердцем, каким мог бы обладать человек до грехопадения.
Прекрасен вид с плотины:
А рядом - горы, такие зовущие, манящие...
Однако настало время покинуть сей оазис...
*
...Возвращалась я в Богатое кратким путём.
И тут меня ждал сюрприз.
Подходя с новой стороны к околице села, я издалека увидела необычный расписной домик.
Что за волшебники там живут?
Вся территория усадьбы уснащена арт-объектами: инсталляции из ракушек, морской гальки, бисера, дерева и металла выступают как метки художественного, антибытового пространства.
Я с откровенным любопытством взирала на это чудо деревенского дизайна, пока заметившая меня хозяйка не пригласила зайти в дом.
Так я познакомилась с местной художницей-самоучкой.
Но эта история заслуживает отдельного рассказа.
*