Две фигуры женского кризиса

Jun 13, 2015 13:43

Кризис возраста - это когда тело стало другим, а восприятие себя осталось прежним.

В затяжной кризис (и не только возрастной) всегда попадает человек, который хочет зафиксировать образ чего-то. Например, кризисы отношений случаются, когда человек фиксирует образ партнера и сопротивляется любым изменениям. Закон природы - все течет и изменяется, поэтому человек, создающий на пути потока преграду, получает болотистую заводь, тот самый затяжной кризис - экзистенциальный тупик.

Задача человека - движение, но движению всегда мешает страх перед изменениями.

Читавшие посты по тегу Женская инициация, наверное, ждут рассказа про имидж Дианы, то есть взрослой женщины. Если имидж женщины остался как у девушки (Селены), а тело и жизнь изменились, то женщина может переживать довольно острый кризис из-за несоответствия внутреннего и внешнего, из-за страха перед старостью, из-за тоски по юности.

Давайте разберемся с тоской по юности. Тоска возникает по поводу трех главных утрат:

1. Утрата упругости кожи

2. Утрата спонтанности

3. Утрата права на инфантильность

Утрата упругости кожи - это объективный физический фактор, избавиться от которого нельзя, но можно отдалить (ЗОЖ), существенно уменьшить (за счет развития мышц), скрыть (за счет развития имиджа) или компенсировать другими плюсами. Многие женщины концентрируют внимание на этом факторе и поэтому говорят, что юность объективно лучше зрелости, однако это всего лишь один фактор из трех. Чаще всего страдают женщины из-за двух других утрат, которые и не утраты вовсе, но считают, что страдают из-за первой. На самом деле, эта утрата с лихвой компенсируется приобретениями (если приобретения есть).

Утрата спонтанности - не утрата, а нонсенс. То есть во взрослом возрасте можно не только сохранить спонтанность, но и существенно ее усилить. Спонтанность юных женщин часто связана с недальновидностью, легкомысленностью, наивностью, доверчивостью, мечтательностью, со всем тем, что отнимает опыт. С опытом приходит потребность в планировании, осторожность, практичность, недоверчивость, реалистичность, и спонтанность нередко становится меньше.

Чем так ценна спонтанность? Не говоря уже о том, что спонтанность дает ощущение радости и легкости самому человеку и является самым сильным мотиватором и стимулятором жизни (а если точнее - ее топливом), спонтанность еще очень привлекательна для окружающих. Спонтанный человек вовлекает других в свой поток, заражает эмоциями. Спонтанные люди всегда обаятельны и почти всегда сексуальны, поэтому в них чаще всего влюбляются, причем нередко с первого взгляда.

Вот утрата спонтанности - это действительно серьезная проблема кризиса среднего возраста, но эта проблема решаема. Спонтанность не должна уходить с возрастом, она, наоборот, должна увеличиваться. Если коллаген в коже объективно разрушается с годами, спонтанность как раз может (и должна) расти. Сравните человека, который чувствует себя свободным из-за легкомыслия, а сильным из-за иллюзий, и человека, который свободен и силен из-за достаточного количества внутренних опор. Свобода и сила второго нечто более качественное, верно?

Собственно, инициация что женщины, что мужчины, состоит в обретении новой спонтанности, зрелой и более осознанной. Но часто ощущение утраты детской спонтанности тесно связано с третьим пунктом в списке утрат - утратой права на инфантильность.

Вот этот пункт - тест на возможность или невозможность удачного прохождения кризиса. Пока человек считает право на инфантильность - важным правом, а его утрату - тяжелой утратой, кризис пройти скорее всего нельзя. Новую спонтанность лепить не из чего, и компенсировать физическое старение тоже нечем. Пока женщина на полном серьезе думает, что ребенком быть лучше и пассивное состояние личности выгодней и приятнее активного, ни о какой зрелой спонтанности речи быть не может.

Ребенок, на самом деле, лишен многих прав, а все, что кажется дополнительными правами, это льготы, подобные льготам инвалидов. Ребенок не может иметь весь спектр взрослых прав, поскольку не готов нести за себя полную ответственность, поэтому его ограничивают в правах, но за это обеспечивают ему необходимое (а иногда и избыточное) содержание. Нормально развивающийся ребенок стремится вырасти, его увлекает возможность стать взрослым, более свободным и сильным. Если же человек в 30 лет всерьез тоскует по роли ребенка, не просто по детской спонтанности, а целиком по роли ребенка, это значит плачевное состояние его опор. Его опор не хватает на то, чтобы обеспечить ему минимальную безопасность, и он готов вернуться в пассивное положение, чтобы выжить (физически и эмоционально). Как в древности люди часто продавали себя и своих детей в рабство, когда иначе не могли выжить физически, так слабая личность хочет вернуться в зависимое состояние, чтобы обеспечить себе комфорт.

Если же страха перед зрелостью нет и утрата права на инфантильность совсем не пугает, а еще лучше - не кажется утратой прав, а кажется, наоборот, расширением возможностей, над новой спонтанностью работать можно.

Давайте представим, что между полноценной Селеной и полноценной Дианой (то есть юношеской и зрелой спонтанностью) есть еще кризисные стадии развития - когда спонтанность подавляется, почти пропадает, женщина становится мрачной, агрессивной, сухой, жесткой или наоборот слишком мягкой, вялой, слабой, тревожной. Жесткую назовем - Дафна, а мягкую - Каллисто.

Дафна и Каллисто - имена двух нимф Артемиды-Дианы, с символическими историями, Дафна (до того как отказала Аполлону и превратилась в лавр) приказала разорвать собаками юношу, который подсматривал за голыми нимфами, а Каллисто сама была разорвана собаками Артемиды за то, что нарушала обет целомудрия. Собаки - символ Сциллы - фрустрации, то есть отказа от спонтанности.

У Дафны и Каллисто нет возраста, они могут быть и в возрасте Селены, и в возрасте Дианы, и дальше. Это женщины, отключенные от потока, в силу разных причин.

Дафна хочет все контролировать, она страдает гиперответственностью, она презирает спонтанность ( Королеву) и слишком много ответственности возлагает на свою волю ( Короля). Про таких как Дафна часто говорят «они неженственны» «они мужеподобны», но это некорректно. Дело не в мужественности как таковой. Мужественность включает в себя спонтанности не меньше: мрачный и постоянно напряженный зануда не является образцом мужественности. Поэтому дело не в том, что у Дафны - избыток мужских качеств, а в том, что у нее недостаток спонтанности из-за того, что она слишком переоценивает свою волю и свой рассудок. Там где надо искать компромисса Короля и Королевы, она просто затыкает Королеве рот.

Именно Дафны чаще всего борются с женской объективизацией и прочим порно. Именно про Дафн чаще всего говорят «фригидная» и «синий чулок». Дафна, кстати, далеко не всегда асексуальна, нередко она имеет какие-то сексуальные девиации, которых стесняется. Но все, в чем она видит культ спонтанности, вызывает в ней отвращение. Она не любит хаос и хочет установить порядок. Само собой, она много на себя берет, когда думает, что ей известно, каким должен быть наилучший порядок, но Дафна вообще очень много на себя берет, как все люди с недостатком спонтанности. У Дафн почти всегда проблема с творчеством и нередко - со здоровьем. Злая ирония, но именно Дафны часто становятся теми, кто открывает ворота хаосу - революциям или другим стихийным разрушениям.

Иная проблема со спонтанностью у Каллисто. Каллисто часто путают с Селеной, но Селена - это фейерверк спонтанности, иначе это не Селена. Если вы видите кого-то, больше похожего на тихую моль, чем на порхающую юную нимфу, то это не Селена, а Каллисто. Нередко женщины, которые были в юности Селенами, превращаются в Каллисто с возрастом. Они как бы утрачивают право на инфантильность, но в силы свои не верят, и поэтому чувствуют себя очень неуверенно, грустно и тревожно. Энергии у них мало (ведь энергию дает только спонтанность), самооценка довольно низкая (самооценка - ангел спонтанности), они утратили наивность, доверчивость и дерзость, а опор и уверенности в себе не обрели, поэтому зрелой спонтанности не на чем держаться, а юношеская уже не катит. Их Король не терроризирует Королеву как у Дафны, просто запугивает постоянно, поскольку и сам слаб и напуган, и выбирает - «поменьше высовываться». Так эта чета все время сидит где-нибудь в темном углу.

Часто женщина вообще никогда не бывает Селеной, а с юности бывает Каллисто или Дафной. Но еще чаще, образ Дафны или Каллисто прилипает к женщине из-за кризиса возраста. Она более не органична в роли девочки, а что такое роль женщины не может для себя определить. Поэтому предпочитает отойти на одну из обочин дороги инициации - слева жестокая Дафна (дерево лавр), справа несчастная Каллисто (медведица с медвежонком).

В этом случая задача инициируемой вернуться на прямую дорогу с обочины, стать Дианой. Если стать из нормальной Селены Дианой (инициация без затяжного кризиса) - это подружиться с Гекатой (с материнской фигурой, преодолев «комплекс электры» - аналог мужского эдипова комплекса), то стать Дианой из Дафны - это отдать власть мужской фигуре, а стать Дианой из Каллисто - это отнять у мужской фигуры власть.

Подробнее о трех путях женской инициации (из Селены, из Дафны, из Каллисто) напишу дальше. Предыдущие посты о женской инициации можно прочитать по тегу внизу.

Женская инициация

Previous post Next post
Up