"Лекарство от любви"

Mar 15, 2015 16:16

2058 лет назад, как раз в марте, за полвека до начала нашей эры, недалеко от Рима, родился Публий Овидий Назон. Он написал очень много всего великого, в том числе интересное произведение «Лекарство от любви», в котором изложил пути выхода из любовной зависимости, которые я хочу вам кратко пересказать.

За 2050 лет советы Овидия не устарели, даже с точки зрения нейрохимии любовной зависимости и аддиктологии. Полагаю, они сохранят свою актуальность еще несколько тысяч лет.

В самом начале произведения Овидий оправдывается перед Амуром, что рассказывает рецепты убийства любви. Он говорит, что хотя сам он известный певец любви и слуга Амура, но от несчастной любви люди нередко заканчивают жизнь самоубийством, и вряд ли перед Амуром стоит такая цель. На самом деле, свое «Лекарство от любви» Овидий написал потому, что его предыдущую книгу «Наука любви» очень сильно критиковали за ее аморальность. В «Науке любви» Овидий рассказывал секреты соблазнения и преподносил их очень откровенно и даже цинично. Чтобы немного успокоить гнев критиков, Овидий решил написать «Лекарство от любви».

Несчастную любовь Овидий рисует так: это либо отвергнутый влюбленный, спящий на пороге перед закрытой дверью, либо тот, кого жадная любимая пытается разорить и пустить по миру, либо тот, кто связался с неверной порочной женщиной и страдает от ее неверности и нелюбви. В этом случае Овидий предписывает начать от любви лечение, и щедро делится отворотными рецептами.

Отворотные рецепты созданы как антитезы приворотным. Овидий лучше, чем кто либо другой, разбирался в том, что разжигает страсть, и предлагал лечить несчастную любовь, атакуя все то, что ее питает, как мишени. Вот 16 мишеней, которые я вычленила из текста Назона, чтобы прокомментировать их с точки зрения аддиктологии.

Мишень 1. Время

«В самом начале болезнь пресеки - напрасны лекарства,
Если успеет она вызреть в упущенный срок.
Поторопись, и решенье со дня не откладывай на день:
То, что под силу сейчас, завтра уж будет невмочь»

С точки зрения аддиктологии любая аддикция встраивается в поле человека и его обмен веществ, но происходит это не сразу. Когда аддикция заняла в жизни господствующую роль, подчинив себе всю химическую систему вознаграждения, избавиться от нее очень сложно, даже если это не героин, а любовь. Сильная страсть тоже перестраивает организм с химической точки зрения.

Слабость этого совета в том, что пока аддикция не превратилась в аддикцию, она не сопровождается страданиями и увидеть в ней нечто вредоносное очень сложно. Можно ли отличить счастливую любовь от несчастной в самом начале? Практически нет. И человек, который будет априорно избавляться от всех влечений, будет проглочен апатией, пасть которой страшней любой страсти, даже несчастной.

Мишень 2. Безделье

«Томная лень, неумеренный сон, пока не проснешься,
Кости для праздной игры, хмель, разымающий лоб,
Вот что из нашей души умеет высасывать силу,
Чтоб беззащитную грудь ранил коварный Амур»

Назон советует избегать безделья, чтобы не попасть под обстрел Амура, а если злая стрела поразила, срочно заняться работой, самой тяжелой, измучить себя физически и умственно, и тогда любовь отступит, поскольку она питается только праздной энергией и чувственной негой.

С точки зрения аддиктологии, истинно, так и есть. Но слабость у этой мишени тоже имеется: есть опасность перейти порог стресса и заработать нервный срыв. Дальше Назон и сам советует, подбирать рецепты под себя, индивидуально, ориентироваться на свои возможности.

Мишень 3. Близость

«Можно и тем, и другим, и третьим обманывать душу,
И позабудет она прежний любовный урок.
Так отправляйся же в путь, какие бы крепкие узы
Ни оковали тебя: дальней дорогой ступай!»

Физическая дистанция от того, что обладает большой притягательной силой, практически необходимое условие. Чем больше дистанция, тем больше шансов постепенно преодолеть тягу. Слабость этой мишени в том, что сменить место жительства чаще всего невозможно, а так же в том, что стресс может оказаться сильней, чем адаптивные возможности. Поэтому необходимо именно «обмануть душу» предоставив ей как можно больше источников возможного интереса и удовольствия.

Мишень 4. Идеализация

«Всюду хорошее смежно с худым, а от этого часто
И безупречная вещь может упреки навлечь.
Женские можешь достоинства ты обратить в недостатки
И осудить, покривив самую малость душой»

Обесценивание того, что в состоянии любовной аддикции слишком идеализировано, переоценено, возвеличено, превращено в кумира, прекрасно работающий прием. Слабость этой мишени только в одном: обесценивание идеала отнимает много энергии, поскольку идеал уже является частью собственной конструкции, слит с эго.

Назон рекомендует подходить извне: например, постараться застать любимую врасплох, пока она еще не при параде, или рассматривать других уродливых женщин, соотнося с телом своей любимой. Хороший инструмент - чувство юмора, поскольку идеализация питается пафосом, не выдерживая никакой сатиры. Это верно, ведь насмешка - это взгляд сверху, априорное обесценивание. Если смотреть на кумира таким образом пока невозможно, можно попытаться смотреть с иронией хотя бы на себя и свою любовь. Последнее - действенный и почти безопасный метод.

Мишень 5. Суеверие

«Жаром палима любви, бросается к чарам Цирцея,
Но и от чар колдовства все не слабеет любовь.
Вот потому-то и я говорю: если хочешь спасенья -
Наша наука велит зелья и клятвы забыть»

Пока сохраняется вера в иррациональное разрешение, в то, что поможет молитва или, наоборот, колдовство, что можно найти психотерапевта, и он избавит, или гадалку, и она скажет, как поступить, пока человек ищет, на кого можно возложить ответственность за происходящее, вместо того, чтобы начать строить опору внутри себя, пусть и из обломков, дело будет ступориться. Назон не зря приводит в пример богинь, которые и сами страдали от любви, хотя владели колдовством. Избавиться от аддикции можно только укрепив собственный центр, а это происходит в процессе работы, а не обряда. Недостатков у такой мишени нет.

Мишень 6. Слабость

«Может быть, кто назовет пустяками такие заботы?
Нет: что порознь пустяк, то сообща не пустяк.
Тучный рушится бык, ужаленный маленькой змейкой,
И погибает кабан от невеликих собак»

Когда аддикция уже захватила мозг человека и подчинила себе его, ни одно усилие не может быть сильнее аддикции, поскольку она - наиболее сильное из того, что есть в поле. Однако сумма усилий в порядке накопления и роста может создать противовес, сначала ослабить превосходство аддикции, а потом и победить ее совместными усилиями. Недостатков у такой мишени нет, только кажущаяся бесполезность усилий в самом начале.

Мишень 7. Искренность

«Не пресекай, пожалуйста, страсть в ее самом разгаре:
Я не настолько жесток, чтобы такое сказать;
Просто сумей притвориться, что пыл твой давно уже хладен,
А притворившись таким, скоро и станешь таков».

Назон приводит в пример тех, кто имитировали любовь для каких-то целей, а потом действительно влюблялись, попав в свою ловушку. Мишень основана на том, что для мозга имеет значение не объективное, а субъективное, именно оно влияет на его настрой. Поэтому изменив свое состояние ради притворства, иногда можно действительно войти в это. Слабость этой мишени в том, что подавление и искажение внешних реакций иногда ведет к нарастанию напряжения и усилению этих реакций.

Мишень 8. Одиночество

«Только не будь одинок: одиночество вредно влюбленным!
Не убегай от людей - с ними спасенье твое.
Так как в укромных местах безумнее буйствуют страсти,
Прочь из укромных мест в людные толпы ступай»

Увеличив количество контактов, самых разнообразных, желательно увлекательных и позитивных, но для начала подойдут любые, аддикт снижает внимание в сторону аддиктина, а лишая страсть внимания, эмоций и ограничивая время воздействия, он ее постепенно ослабляет. Минус такой мишени лишь в том, что сначала может накапливаться усталость и стресс, а так же постоянно осуществляться сравнение в пользу любимой. Но постепенно эти минусы становятся меньше.

Мишень 9. Верность

«Кто позаботился впрок о двойном для себя утешенье,
Тот заранее взял в битве победный венок.
Если же ты неразумно одной лишь владычице предан -
Сердцу найди своему спешно вторую любовь».

Любая аддикция основана на эксклюзивной власти. Если объект есть чем заменить, это не аддикция. В этом основная слабость этой мишени, однако, искать замену и пытаться переносить свое внимание с объекта несчастной любви на другие, на один, на второй, на третий, пока не получится - это самая эффективная стратегия, хоть 2000 лет назад, хоть раньше, хоть сейчас.

Мишень 10. Ненависть

«Ту, кого только что нежно любил, грешно ненавидеть.
Ненависть - годный исход только для дикой души.
Нужен душевный покой, а ненависть - это лишь признак,
Что не иссякла любовь, что неизбывна беда»

Не стоит думать, что Назон морализаторствует, отговаривая от ненависти. Вот уж кто был далек от морали, стоит почитать его «Науку любви». Он руководствуется только соображениями пользы. Впрочем, как и я, прошу заметить. Для дикой души ненависть не так опасна, а в душе цивилизованной, более развитой, она вскоре вызовет чувство вины, хотя бы подспудно, и тем самым усилит любовь. Только движение к равнодушию избавляет от страсти, ненависть - та же любовь, просто в более дикой форме, которую душа долго не выдержит.

Мишень 11. Разговоры

«Где она, с кем она, что с ней, об этом узнать не пытайся,
Молча терпи свой удел - в пользу молчание тебе.
Ты, что на каждом шагу кричишь о причинах разрыва,
Все исчисляя грехи бывшей подруги твоей,
Эти стенанья оставь: безмолвие - лучшее средство,
Чтоб из влюбленной души образ желанный стереть»

С появлением социальных сетей выполнить этот совет Назона стало намного сложней, однако слабостей у этой мишени практически нет, она работает, хотя и труднодоступна. Те, кому хочется выговориться, могут это себе позволить однажды, максимум дважды, но нужно понимать - любые разговоры и обсуждения любви делают ее сильней, поскольку кормят ее вниманием и прокладывают новые тропинки для размышлений о ней, то есть проводят дополнительные каналы энергетической подпитки. От такой подпитки любовь становится больше.

Мишень 12. Самомнение

«Что же, однако, мешает успеху всех наших стараний?
Это увидит легко всяк на примере своем.
Трудно отстать от любви, потому, что в своем самомненье
Думает каждый из нас «Как же меня не любить?»

Эту мишень следует пояснить. Дело не в самомнении как таковом, а в том, что при любовной аддикции кумир получает право эксклюзивной оценки. Если признать, что ты нелюбим это будет означать ничтожность собственную, поскольку другой самооценки в состоянии любовной аддикции нет. Именно это создает непреодолимую ловушку. Приходится пройти через крушение самооценки, признав, что ты нелюбим. Но пока сохраняется вера в любовь, сохраняется и зависимость. Здесь важно понимать механизм происходящего и быть уверенным, что как только аддикция утратит силу, самооценка восстановится.

Мишень 13. Воспоминания

«Здесь мы были вдвоем, здесь легли на желанное ложе,
Здесь подарила она самую сладкую ночь, -
Воспоминаньем любовь бередит незажившие раны,
А обессилевших гнет самая малая боль».

Назон советует сжечь письма, избавиться от подаренных вещей, избегать мест, связанных с любовью, в общем обходить все «якоря», пока любовные раны недостаточно зажили. Пока жизнь не наполнила брешь новыми источниками эмоций и смыслов, эта брешь - рана и ее нужно беречь от любых раздражителей. Слабость мишени лишь в том, что для полного исключения из жизни всех воспоминаний необходимо сменить место и образ жизни. Но помогают даже полумеры.

Мишень 14. Лирика

«Даже - больно сказать! - не трогай любовных поэтов!
(Видишь, я у тебя сам отнимаю мой дар.)»

Назон предостерегает от посещений театров, от чтения любовных стихов, от слушания музыки, которая приводит душу в лирическое состояние. Сейчас к этому следует добавить кино, особенно мелодрамы. Нет ничего удивительного, что человек, голова которого заполнена мыслями о несчастной любви, интересуется именно такой литературой, слушает песни о любви, но это настраивает его душу на любовный лад. Слабостей у этой мишени нет. Это действительно то, что следует сделать в первую очередь, - исключить те раздражители, которые исключить можно.

Мишень 15. Ревность

«Если верно гласит Аполлон, направитель поэтов,
Ревность к сопернику в нас - худшей начало беды.
Ты позаботься о том, чтоб соперника сердце не знало,
Думай, что с милой никто не разделяет постель»

Эта мишень работает по-разному. Иногда убедить себя в том, что у любимого есть другой любимый, это помочь себе избавиться от надежды и страсти. Иногда же наоборот, идея соперника заставляет постоянно думать и стремиться вмешаться. Можно сказать однозначно только одно: интересоваться ни реальными, ни возможными соперниками не стоит, никакая информация не может помочь. Это иллюзия, что выяснив побольше подробностей, удастся разочароваться. Любые новые подробности выращивают лярву ревности, даже если усиливают отвращение и гнев. Единственное оружие против аддикции - невнимание и безразличие, каким бы трудом сначала они не давались. Но чтобы эмоции не просто подавлять, а именно избавляться от них, необходимо заполнять «свято место» другими интересами.

Мишень 16. Алкоголь

«Если умеренно пить, то вино побуждает к Венере,
А от избытка вина тупо мертвеет душа...
...Или не пей, или пей до конца, чтоб забыть все заботы:
Все, что меж тем и другим, что посередине - вредит»

Анализируя эту мишень, не будем забывать, насколько вино в Риме в начале нашей эры отличалось от алкоголя, который продают в наших магазинах сейчас, поэтому «пить до конца» сейчас может означать и реальный конец. В любом случае менять любовную аддикцию на алкогольную не стоит. Но в той части совета, где Назон пишет, что небольшое опьянение растормаживает любовные чувства (так же он предупреждает, например, от чеснока), он абсолютно прав. Удержаться от звонка или письма под алкоголем в несколько раз сложнее, чем трезвому, поскольку алкоголь снижает способность к самоконтролю и прогнозированию.

P.S.

Изучая мишени аддикции и атакуя их, следует помнить о главном законе психоалхимии: "убегая от Харибды, легко попасть в пасть Сцилле", то есть избавляясь от аддикции, очень сложно, но очень важно избежать фрустрации, иначе можно оказаться в аду депрессии, что иногда намного страшней.

Как правильно избегать фрустрации, я буду писать дальше.

Аддикция

Previous post Next post
Up