В жж до сих пор, уже два-три года, продолжаются перепосты моих старых, давно закрытых постов о Ландау и Коре из ее автобиографической книги, о Гоше и Катерине из Москвы (которая слезам не верит) и подобных им. Я закрыла эти посты давно, потому что увидела, что они используются не по назначению, а как доказательство злодейства мужчин. Признавая свою за это ответственность и сожалея в какой-то мере, я хочу прояснить назначение этих постов и сделать важные уточнения.
Назначение моих старых постов, как и постов новых, в том, чтобы показать читателям и особенно читательницам опасность нахождения в подчиненном и зависимом состоянии. На первый взгляд, эта мысль кажется очевидной, однако, далеко не все легко отличают зависимое состояние от нормального, а главное, многие не понимают, каким образом человек попадает в зависимость и насколько это легко. Именно это я пыталась рассказать на конкретных примерах. К сожалению, главный вывод, который многие сделали из старых постов звучит так: существуют бесчестные, подлые злодеи, которые отнимают у хороших и добрых людей волю, и этих злодеев нужно осудить, а лучше истребить, чтобы добрые люди жили радостно и безмятежно.
Это самый глупый вывод из всех, которые можно было только вообразить. И я очень сожалею, что не учла возможность этого вывода с самого начала, переоценив зрелость многих читателей, то есть готовность все, что может произойти, оценивать с точки зрения собственной ответственности.
Жены великих людей очень часто пишут о них разоблачительные мемуары, и это отнюдь не случайно и не потому, что все великие люди - сволочи. Друзья Высоцкого стремились подать в суд на Марину Влади, которая, по их мнению оклеветала его и опорочила в своей книге, написанной ею якобы о нем, а на самом деле о себе в роли жертвы. Примерно так же поступила жена Ландау и жена Андрея Миронова, а так же сотни других жен. Любовница Ильи Глазунова давала интервью о своих невыносимых мучениях. Все эти женщины, на мой взгляд, руководствовались не столько собственной позицией, которая наверняка была амбивалентной, сколько, увы, коньюктурой рынка. Среди сонма дифирамбов гениям публике так интересно узнать какие-нибудь чудовищные или циничные подробности, поэтому такое чтиво всегда востребовано и хорошо продается, а значит и охотней пишется. Сам по себе этот механизм неплох, уравновесить идеализацию критикой полезно, однако плохо, когда вместо тотальной идеализации начинается тотальное осуждение. Необходимо сохранять объемное представление о любой личности, и в случае великой личности, очень важно не смещать фокус с ее основных заслуг.
Истории гениев и их жен-любовниц почти всегда печальны. Личная жизнь гениев тоже нередко печальна с бытовой точки зрения: они пьют, болеют, страдают, сгорают в своем творчестве, однако жалеть их всерьез никому не приходит в голову, поскольку - где они, и где другие. К тому же все жертвы не только добровольны (очень спорный вопрос, есть ли у пассионария воля или он действует под давлением страсти), но и щедро окупаются славой. Другое дело женщины, которые в силу близости делят (никак не могут не делить) с гениями их страдания и болезни, но не получают славы, а лишь скромное звание - боевой подруги. Многих амбициозных женщин (а жены гениев нередко очень амбициозны) это угнетает после смерти мужей или раньше. Они чувствуют, что отдали слишком много, а получили очень мало. Еще хуже обстоят дела, когда жена гения - сама была талантлива, но не реализовала этот талант, или реализовала, но меньше, чем могла бы, не трать она силы на гения. Именно поэтому и харизму, и талант, и славу, и даже любовь гения, многие рассматривают как искушение, которым он заманил невинных жертв, а потом не отпускал и терзал. Гений виноват уж в том, что женщина выбрала его, а не скромного соседа, жизнь с которым была бы спокойней и здоровей. Однако, чаще всего выбор для нее даже не стоял, поскольку близость гения была намного приятней, чем близость соседа. Интересно, что пока эта близость существует, женщине чаще всего и в голову не приходит, что она жертва, она чувствует себя на Олипме. Но когда близость заканчивается, и каждый остается при своем, выясняется, что женщина не вынесла с этого Олимпа почти ничего, кроме возможности написать о гении мемуары. И поэтому в таких мемуарах так мало по-настоящему теплых слов.
Возлагая ответственность на гениев, которые очень часто одержимы творчеством до состояния аффекта и сами лишены воли, и тем не менее, возлагая на них ответственность как на взрослых личностей и спрашивая с них, как могли они быть жестокими к близким, почему решили считать свои личные цели общими, мы не должны снимать ответственность и с их «жертв». Чем более устойчива женщина, чем более она самостоятельна, чем больше у нее собственных ресурсов, тем более осознаны все ее вложения, тем больше в них ее собственного выбора и ее свободы. Такая женщина предпочтет сотрудничество безликому служению, а если и будет служить, то как творческая личность, а не безликое покорное тело, и это совсем другое служение, оставляющее после себя ощущение полноценно прожитой жизни. Не злая воля злодея, а постепенная потеря собственных ресурсов или их изначальное отсутствие делают человека марионеткой, заставляют его подчиняться чужой воли, терять субъектность и поэтому в конце пути чувствовать себя использованным.
Акцент старых и новых моих постов на том, что нельзя отказываться от собственного образования, собственной работы, собственного заработка, собственной территории, собственных интересов и собственных планов, своей личной самостоятельности, поскольку именно это создает опоры личности и саму личность. Постепенно отказавшись от всего этого, очень легко раствориться в чужой воле, даже если рядом не гений, (обладающий мощной харизмой, поскольку подключен к могучему эгрегору), а все тот же сосед. С какого-то момента утраты ресурсов даже воля скромного соседа окажется более сильной, чем собственная. И эта история, как мне кажется, будет еще печальней, чем история жены гения, которая «скормила себя ему». О таком даже обиженных мемуаров не напишешь, никто не купит такую книжку.