Долго я писала посты на тему, что пока идеалом женственности считается инфантильный образ, то есть образ девочки, а не женщины. Эта идея нашла отражение в массах. Теперь почти каждый день в топе появляются посты на эту тему. Жаль, что кроме восклицания «до коле ж» никуда не идет.
Давайте попробуем двинуться немного дальше?
Сначала избавимся от лишней путаницы.
Сами по себе женщины не так уж инфантильны. Они рожают и растят детей, то есть чаще мужчин оказываются во взрослой, родительской роли. Еще и мужчин нянчат. Нередко они тащат на себе весь быт в то время, как мужчины после работы играют в танчики, да и на работе мужчины часто не такие уж зрелые личности: нередко выполняют однообразные несложные задания, как роботы. То есть, кажется, что инфантильность касается только ожидаемой женской внешности: женщина должна оставаться девочкой внешне, а быть при этом взрослой и сильной матерью, работницей, женой.
Многим даже кажется, что в этом и проблемы нет. Всем, и мужчинам тоже, хочется сохранить молодым тело, а личность сделать зрелой при этом. В чем проблема?
А проблема в том, что «быть девочкой» женщина (в идеале) должна быть не только телесно, но и тем, что называется «имидж». Она должна одеваться как девочка, вести себя как девочка, говорить как девочка, проявляться сексуально как девочка. То есть да: растить детей, тащить на себе быт, нередко зарабатывать наравне с мужчиной, но во всех своих внешних проявлениях оставаться довольно маленькой девочкой. Нехилый раздрай получается, не так ли?
Создается ощущение, что это какой-то мощный баг, порождающий постоянный внутренний конфликт. Женщина либо вынуждена замереть в детстве и не становиться полноценной личностью, либо должна стать личностью, но проститься с мечтой выглядеть девочкой, поскольку невозможно выглядеть тем, кем ты не являешься. Нельзя выглядеть девочкой, не будучи ею вообще.
Здесь (
раз,
два,
три,
четыре ) и в других постах по тому тегу мы все это уже обсуждали.
Теперь о выходах из этой проблемы.
Главное, чего нельзя делать, пытаясь решать эту проблему, это менять локус контроля на внешний и обвинять неких врагов. Так ничего не решишь.
Не враги заставляют женщин оставаться девочками, чтобы их было удобнее доминировать. Нет. С таким подходом ничего с места не сдвинется, а обсуждение этой темы обычно скатывается в это русло. Это русло глупое, поскольку не учитывает законов адаптации. Если нечто живо, значит оно адаптировано изнутри(!).
То есть девочками нравится выглядеть самим(!) женщинам тоже, поэтому они так и стараются выглядеть, несмотря на противоречия. Мужчинам они такими тоже нравятся, но не потому что «удобнее доминировать», а потому что в образе девочки сохраняется та самая спонтанность, то есть сексуальность, нежность, веселость, легкость, красота, а в образе усталой, хмурой, мрачной, загруженной взрослой тетки ничего этого нет. Поэтому и женщинам не хочется в этот образ, и мужчины предпочитают других. Логично?
Про спонтанность я уже много раз писала, она действует на людей притягательно и магнетично, потому что в буквальном смысле заражает собой других, создает эмоциональный поток, подключает к себе, и из двух людей человек всегда интуитивно потянется к тому, в ком спонтанности больше. В ком больше жизни и меньше угасания. Он скорее выберет отрицательного героя, но спонтанного, чем положительного, но без энергии.
Решение проблемы женского имиджа в том, чтобы найти особую женскую взрослую спонтанность, и тогда детскую, девочковую спонтанность можно будет отпустить. Совсем. Но пока женской, зрелой спонтанности женщина не находит, она интуитивно хочет сохранить спонтанность девочки, не хочет терять ни собственной энергии, ни сексуальности, ни привлекательности. И оно понятно, не правда ли?
Мужская зрелая спонтанность существует. Называется она «сила». Сила обладает большим потенциалом спонтанности. Сила энергична, притягательна, красива. Поэтому мужчины, взрослея, довольно охотно отказываются от детской, мальчиковой спонтанности (легкости, наивности, дерзости, беззаботности) и стремятся приобрести спонтанность взрослую, мужскую, становятся сильными. То есть им тоже лениво, но как идеал привлекательно. Это проявляется и в имидже тоже. Физическая и финансовая сила вписана в мужской взрослый имидж. Сила придает его облику и спонтанность зрелую, и сексапил. Поэтому многие женщины из юноши и мужчины выбирают мужчину. Есть и любительницы юнош, конечно, но их не так уж много. Даже седина и морщины не портят облик мужчины, поскольку говорят об его опыте, который увеличивает силу.
Совсем не то с женщинами. Детскую спонтанность, спонтанность девочки, они утрачивают, а взрослую, женскую не приобретают. И даже не знают, где ее искать!
Вспомним истории про
Бедную Клячу. В Клячу превращается Нимфа, которой больше не хотят приносить нектар.
Спонтанность уходит из взрослой женщины только по одной причине: ей не нравится взрослая роль, она ее пугает. Да, она ее взваливает на себя, да, ей приходится быть взрослой, да, она тащит взрослую роль, но она ей не нравится (!), она не получает от этого кайф. Спонтанность=кайф. Это понятно? Чтобы нечто приносило энергию, оно должно доставлять удовольствие, иначе поток иссякнет.
У античных философов, платоников, встречается такой сюжет: взрослеющий юноша спорит со взрослым мужчиной, кем лучше быть: мальчиком или мужчиной. На все доводы мужчины, как прекрасно самому все решать, юноша, не желающий взрослеть, отвечает, что это трудно, тяжело, это оставляет меньше времени на отдых и праздник. Мужчина возражает ему, что праздника все равно не будет, будет труд, но по чужим правилам. Главный аргумент юноши: мужчине приходится кого-то тащить на себе, каких-то других мальчиков, а ехать верхом всегда приятнее, чем быть лошадью. Мужчина возражает ему, что лошадь должна быть своя, тогда не придется просить других тебя тащить и выполнять за это унизительную работу. Очень похоже на женскую историю, не так ли?
Смотрите, что получается. Если человек сам (!) берет на себя нагрузку, то очень быстро он становится сильным, нагрузка, взятая добровольно и осознанно, его тренирует, адаптирует, делает сильней. Если же человек отказывается от нагрузки, его все равно нагружают, никто не хочет нести его груз за него, в результате он все равно ползет под грузом, иногда на него и чужой еще взваливают. Он не развивал силу, в надежде, что груз понесут за него, но не тут-то было.
Я уже приводила аналогию с женским телом. Женщина хочет сохранить хрупкость и тонкость, чтобы ее охотней носили на руках, поэтому избегает мышц. Но хрупкой и тонкой она не остается с возрастом, она становится рыхлой и жирной. Она отказалась от мышц ради изящества, но приобрела грузность. И никто не хочет носить ее на руках, но и самой себя нести ей сложно, ведь мышц у нее нет.
Так же происходит и с женским имиджем. Женщина не принимает зрелость с удовольствием, не развивает силу, не радуется самостоятельности, хочет остаться опекаемым ребенком, но ребенком остаться не получается, ее все равно нагружают многочисленными обязанностями, даже лишними(!), а она тащит их мрачно и хмуро, безо всякой радости и энергии.
Нужно радоваться обязанностям, нужно наслаждаться самостоятельностью, тогда только постепенно появится та самая зрелая женская спонтанность, а с ней и зрелая привлекательность, и зрелая сексуальность. Поток иссякает именно от того, что женщины пытаются оставаться пассивными.
Еще раз. Женщины не бездельницы чаще всего, а трудяги. Но трудятся они как на каторге, без кайфа, их грузят извне, они не сами выбирают нагрузку, поэтому они быстро превращаются в Кляч и утрачивают спонтанность. И их даже больше грузят, поскольку они остаются беззащитными, во многом слабыми, не могут сбросить с себя часть нагрузки, подчиняются, выполняют наименее интересную и творческую работу. В результате, нагрузки намного больше, чем было бы, возьми они ее сами, проактивно, сознательно.
Такие ловушки вы увидите везде, где будете рассматривать гендерные роли. Женщина хочет быть домохозяйкой, потому что совмещать работу и материнство кажется ей слишком тяжелым. Но в результате она становится домашней рабыней, а вскоре вынуждена и на работу идти тоже, просто на тяжелую, низкоквалифицированную, поскольку упустила время. Никто не снимает с нее груз, ее нагружают только больше, поскольку ей показалось, что она может перекинуть на кого-то материальную опеку. Нет. Материнскую роль нужно совмещать с профессиональной, если хочется быть самостоятельной личностью. Женщина хотела избавиться от части груза, но в результате груз получился двойным. То же самое происходит везде, где женщина пытается согласиться на опеку. Опека выходит боком (почти стихи).
Но вернемся к имиджу. Как воплотить в имидже ту самую красивую зрелую спонтанность?
Понятно, что просто так не воплотишь. Нужно быть, а не казаться.
Нужно быть уважаемым специалистом и любить свою работу, тогда спонтанность заиграет и в глазах и в имидже. А если ощущать себя рабом, мечтающим жить на ренту, не заиграет, будет Кляча (и у мужчин тоже, как часто и бывает). В своей родительской роли нужно ощущать себя не обслугой и не цербером детей, а человеком, участвующим в творческом и сложном процессе формирования личностей, и тогда в этом тоже будет больше спонтанности, удовольствия и интереса к процессу. В любви нужно ощущать себя партнером, активно участвующем в создании баланса в отношениях, а не пассивным объектом, которого сегодня любят, завтра разлюбят, тогда из глаз исчезнет страх и появится уверенность. Уверенность в себе придает облику энергию.
В сексуальной жизни нужно перестать быть только телом, которое сравнивают с другими телами, а почувствовать свою активную роль в создании собственного удовольствия и в обмене им с другим человеком, в создании общего сексуального поля и насыщении его сложными эмоциями. Тогда появится зрелая сексуальность взамен инфантильной. И на тело свое важно перестать смотреть как на некий данный от природы объект, который будет становиться только хуже. Чем больше активности в теле, тем оно лучше: лицо напрямую зависит от характера интеллектуальной и душевной деятельности (черты лица зависят, выражение лица зависит), а тело напрямую зависит от физической нагрузки и отношения к своим телесным потребностям (контакта с телом). То есть с возрастом лицо должно становиться интересней, а тело гармоничней.
Проактивность, которую женщина пропустит через все сферы своей жизни, сформирует и ее имидж и ее личность. Проактивность означает, что человек перестает только отражать и принимать сигналы мира, но начинает создавать их в себе и направлять в мир. Он начинает себя утверждать, себя проявлять и реализовывать.
Я знаю, что все ждут каких-то очень конкретных и очень практических рекомендаций по изменению женского имиджа с юного на взрослый, и вслед за этим постом, я напишу об этом тоже. Но пока я пишу, расскажите об этом вы. Что было найдено вами, что было увидено у других. Давайте немного подведем итоги всему, что мы обсуждали об имидже взрослой женщины раньше, и продолжим эту тему.
(С) Марина Комиссарова