Польза и вред манипуляций

Jul 19, 2015 15:52

Слово "манипуляция" употребляется чаще всего в значении "скрытое управление человеком".

Субъект-субъектные уважительные отношения подразумевают, что человеком никто не пытается управлять против его воли, обманывать его и обходить его сознание, добиваясь от него пользы для себя. Поэтому большинство людей справедливо считают манипуляции делом вредным.

Но в жизни все не так просто и не так однозначно, как вы наверное давно уже догадались.

После бешеного успеха книг Дейла Карнеги, который не скрывал, что учит людей манипулировать другими людьми, для извлечения определенной выгоды, появились книги его оппонента, Эверетта Шострома, тоже ставшие достаточно популярными. Шостром противопоставлял типу манипулятора другой тип, который он назвал "актуализатор" и доказывал, насколько второй тип эффективнее, чем первый. Актуализатор - это искренний человек, который не скрывает никаких своих намерений и честно дает понять, чего он хочет. Хотя на первых порах общения люди могут не идти навстречу актуализатору так быстро и охотно, как ловкому манипулятору, в дальнейшей перспективе выигрывает именно актуализатор, потому что он честный и прямой, люди вскоре понимают это и начинают ему по-настоящему доверять, уважать его, тогда как льстивый подход манипулятора через какое-то время вызывает у людей недоверие и отторжение. Это - вкратце.

Оппозиция в человеческой культуре (и в политике, и в психологии, в искусстве) всегда играет роль уравновешивающего фактора, помогающего нащупать баланс и золотую середину. Оппозиция возникает сама собой, когда увлеченность какой-то теорией или каким-то подходом начинает напоминать фанатизм, становится чрезмерной, а значит вредной. Полезным может быть только умеренный и критический взгляд, о чем бы речь не шла. Но людей всегда сносит в сторону абсолюта, поэтому возникает и оппозиция, чтобы немного уравновесить чашу этих весов.

Но и оппозиция может превратиться однажды тоже в догму и стать еще более вредной, чем догма №1.

Давайте посмотрим, что может стоять за таким привлекательным и благородным, на первый взгляд, актуализатором, если тот возненавидит манипуляции в любых их проявлениях и будет стараться избегать сам и обличать в других.

Русские-народные поговорки вроде "научи дурака богу молиться, он весь лоб расшибет" или "с водой выплеснули ребенка" о том, что хорошее и плохое - это вопрос лишь уместности и дозы. Доза превращает зло в добро и наоборот. Доза, а еще то, что с этим взаимодействует.

Вы, наверное, видели таких бескомпромиссных "актуализаторов". Они вываливают миру свои "хочу" и не желают учитывать "хочу" окружающих, потому что "учитывать" - это значит как-то притворяться, прогибаться, подстраиваться, фальшивить, скрывать свое истинное лицо, а это не для них, они манипуляции не приемлют. Особенно безобразно выглядят такие "актуализаторы", когда их "хочу" очень велико, тогда они не могут скромно принять отказ, а начинают терроризировать цель, стараясь доносить и доносить до нее свои настойчивые "хочу". Они хотят удовлетворить свои потребности, они страдают без их удовлетворения, и в сопротивлении окружающих они видят агрессию, а в пожеланиях окружающих получить что-то полезное для себя, видят алчность и утилитаризм.

Само представление, что вот такое вот "хочу" может удовлетворяться само по себе и не нужно ни под кого никогда ни в чем подстраиваться - это детский эгоцентризм. Для комфортного существования эгоцентрика нужны родители, которые будут обеспечивать его хочу, а он будет думать, что булки растут на деревьях и можно просто подходить, рвать и есть, запивая молоком из рек с кисельными берегами. Это представление, что мир изначально создан на благо человека, даже если он - инфантил, ему не нужно никак меняться, взрослеть (что значит интеграцию в социум), не нужно искать пути взаимодействия, не нужно учитывать желания мира и стараться их удовлетворить, учиться их удовлетворять, строить себя, нет, мир по дефолту должен быть ему удобным, а если неудобен, мир должен прогнуться под него, поскольку он имеет ПРАВО. Вот что такое актуализатор в своей крайней степени. В той степени, когда такая "прямота и честность" превращают человека в дезадаптанта, который не способен достичь гармонии и интегрировать себя в мир, а мир в себя.

Манипуляции в небольшой дозе можно разглядеть во всем, где человек, пока еще довольно эгоцентричный, пытается достичь достичь контакта с тем, с кем сразу этого контакта не получилось. Это идея о том, что никто и ничто не меняется, все стабильно и статично, и если сразу, по умолчанию гармонии и любви не возникло, тут же, значит ее и не будет, можно лишь притворяться и выдавать фальшь за правду.

Однако, в жизни все совсем не так. То, что выглядит манипуляциями, очень часто является всего лишь подбором инструментов из огромного числа альтернатив. У человека множество ролей, позиций, статусов, и они еще все время меняются, возникают новые. Нельзя рассматривать человека как однозначную неизменную и примитивную структуру. Эта структура во-первых, очень многообразна, имеет очень много сторон, во-вторых, очень подвижна, в-третьих, очень пластична.

Находясь в плотном взаимодействии два человека влияют друг на друга, меняют друг друга, хотят они этого или нет. Чтобы избежать влияния на себя другого человека, необходимо жить в пустыне, но и там будут влиять те персоны, которые уже были помещены в поле, те образы и проекции, которые человек уже получил, пока формировался в человека. Не будь влияния окружающих на него с рождения, он не смог бы ни выжить, ни развиться.

Поэтому говоря о вреде манипуляций, мы должны очень четко представлять, что в какой-то мере скрытое влияние все равно всегда оказывается, и нами на людей, и людьми на нас, и лучше это осознавать и принимать, чтобы лучше контролировать вред и пользу от этого.

О вреде может идти речь, когда человек не просто влияет на нас, а хочет получить слишком много влияния, не довольствуется скромным участием в нашей жизни, а хочет управлять нами как предметом. И еще тогда, когда цель манипулятора - причинить нам вред. Вот с этого порога можно говорить, что манипуляции - зло (продолжая осознавать всю относительность этого слова).

По большому счету, нельзя называть манипулятором человека, который всего лишь хочет вам понравиться и расположить вас к себе, не имея никаких дурных намерений. Он предполагает, что вы не сразу можете открыться ему и не сразу увидеть его с тех сторон, которые у него есть и которые могут вам пригодиться, поэтому он подбирает "ключи", выясняет, что вам нужно, есть ли это у него или может быть есть что-то подобное. Важно отличать притворство от подбора тех способов, которые имеются у человека или которые он искренне хочет освоить.

Сравните ложь, например, лесть человеку по поводу чего-то, что вы находите безобразным, и просто поиск того, что понравится человеку из того, что вы можете ему сказать честно. Первое в дальнейшей перспективе вредно для вас обоих, а второе полезно. Вы можете обратить внимание на одно, на другое, на третье, можете вообще говорить только о себе или о каком-то предмете, это ваш выбор. Но понимая, что человек закрыт, вы можете сначала захотеть расположить его к себе и говорить о том, что ему хочется слышать. И это не значит ложь. Это может быть самой чистой правдой, просто вы выбрали о чем говорить из множества разных вещей и ракурсов, учитывая интерес человека.

Бескомпромиссный "актуализатор" то есть попросту эгоцентрик может считать, что в такой ситуации он должен руководствоваться только своим желанием, то есть говорить о том, что интересно лишь ему, а любой поиск подходов и ключей - манипуляции. Но чтобы перестать быть эгоцентриком и начать замечать других людей с их интересами неплохо начать учиться подбирать ключи, просто для того, чтобы понять, кроме твоих "хочу" есть еще и другие "хочу" и их нужно учитывать, если хочешь взаимодействовать.

Можно сказать, что манипулятор, который не врет, а просто сознательно подбирает то, что является правдой, стоит где-то посередине между тем горе-актуализатором, который всегда говорит лишь то, что хочет, и человеком с очень развитой эмпатией, который и сам хочет говорить лишь то, что интересно не только ему, но и другому. Человек с очень развитой эмпатией тоже выглядит актуализатором, он говорит всегда то, что хочет, но вот хочет он именно то, что интересно обеим сторонам, в его хочу уже включено хочу чужое. Но чтобы развить эмпатию до такой степени важно пройти этап, когда есть большая разница между тем, что хочешь ты и тем, что хочет другой, и вот на этом этапе манипуляции-лайт типа советов Карнеги могут пригодиться. Именно и только (!) для перехода от эгоцентризма к эмпатии я рассказываю про подстройки и прочие ключи. На уровне развитой эмпатии они уже не актуальны, не нужны и не имеют смысла.

Есть, конечно, и опасность застрять на этапе подстроек и утратить всякую искренность, погрузившись в стремление власти над человеком и управление им. Но без спонтанности, то есть искренности, никем управлять всерьез не получится, к счастью. Получится то, что описывает Шостром: горе-манипулятора быстро распознают и закроются от него. Нужно очень хорошо помнить, что цель подстроек, настроек и калибровок при нормальной коммуникации - не манипуляции как таковые, а достижение контакта и связи, чтобы дальше совершенно искренне общаться, учитывая чужие интересы не меньше, но и не больше, чем свои. Чужие и свои - вместе, в тандеме, без выбора или-или. Это очень важно.

И это совершенно реально, это происходит с эмпатами всегда, они не врут и не притворяются, они просто умеют проводить мост и создавать связь, чтобы интересы стали действительно общими, но эгоцентрикам бывает очень сложно понять, как это возможно, для них их собственное хочу находится всегда в оппозиции к чужим хочу и они готовы скорее к конфронтации, чем к коммуникации.

(С) Марина Комиссарова

Previous post Next post
Up