Итальянская корабельная архитектура этого периода многими признаётся как одна из самых эстетичных и красивых. Утверждение конечно же ни бесспорное, т.к. всем известно про фломастеры, но по крайней мере однозначно можно говорить о том, что именно в этот период итальянская школа кораблестроения, а значит и корабельная архитектура, была наиболее самобытной и даже законодательницей мод. Сама же итальянская корабельная архитектура, в рассматриваемый период, не была чем-то однородным и неизменным. Условно её можно разделить на раннюю и позднюю. К ранней архитектуре можно отнести тяжёлые крейсера типов "Тренто" и "Зара", и лёгкие крейсера, так называемые кондотьери 1-й серии. Сюда же следует причислить и строившиеся в Италии аргентинские крейсера типа "Альмиранте Браун". Характерной особенностью ранней является применение в качестве основы носовой надстройки 3-х или 4-опорной фок-мачты. Служа опорой всей конструкции она обрастала ярусами мостиков. Менее развитая на "Тренто" и "Триесте" она достигла апогея на кораблях типа "Зара" где сама надстройка имела 6 ярусов, плюс ещё 2 яруса площадок собственно самой фок-мачты увенчанной башенкой КДП. Правда на "Тренто" и "Триесте" после модернизаций фок-мачта стала вообще 5-ногой! Следует упомянуть и такой элемент как козырьки на дымовых трубах, которые придавали дополнительное изящество итальянским кораблям. Если изначально их не было на всех кораблях, то уже на "зарах" они появляются к моменту вступления в строй, а на "Тренто"/"Триесте" в середине 30-х годов. Не получили козырьки на трубы только кондотьери 1-й серии. На аргентинских кораблях они тоже не появились, но там пошли на увеличение высоты самих труб. Ещё одним характерным признаком кораблей с ранней архитектурой является наличие катапульты на полубаке. Решение спорное и не совсем удачное, но очень оригинальное и довольно симпатичное. У всех этих кораблей был прямой форштевень с изящным изгибом в верхней части, что придавало кораблям строгий и воинственный вид. Прежде чем говорить о поздней корабельной архитектуре, надо выделить корабли с архитектурой переходной от ранней к поздней. Это "Больцано" и кондотьери 2-й серии. Тут характерен поиск другого места для катапульты - за трубами на лёгких крейсерах и ставшее классическим ее расположение между труб впервые применённое на "Больцано". Также видно желание трансформировать надстройку в нечто более обтекаемое: менее выраженное на паре "Кадорна"/"Диац" и наиболее на "Больцано". Можно сказать, что решение принятое на "Больцано" было самым эстетически красивым, но так и осталось единичным случаем. Основой же в обоих случаях осталась многоопорная фок-мачта. Поздняя же архитектура характеризуется башнеподобной носовой надстройкой (что нельзя признать удачным решением), наличием поворотной катапульты между труб (либо по бокам от них) и постепенным переходом от прямого форштевня к наклонному. У первых кораблей поздней архитектуры башнеподобная надстройка снаружи почти пустая - таковы кондотьери 3-й серии и модернизированные "Чезаре" и "Кавур". Но уже на следующих кораблях эта надстройка постепенно обрастает мостиками - не так сильно на крейсерах, а вот на линкорах очень заметно, достигнув вершины на типе "Витторио Венето". Перемещение катапульт из пространства между дымовоых труб к бортам имело место на крейсерах типа "Гарибальди" и модернизированных линкорах типа "Кавур". Правда на последних катапульта вообще не прижилась, а в реальности имелась только на "Кавуре". Последние же итальянские крупные корабли построенные до сентября 1943 года, лёгкие крейсера типа "капитани романи", можно назвать вершиной творчества итальянских конструкторов, но их внешний вид портит надстройка будто обрубленная в передней части (ощущение, что подсмотрена у немецких эсминцев).
Не обойтись и без упоминания зарубежных ветвей итальянской корабельной архитектуры - советской и шведской. На кораблях проектов 26 и 26бис произошла таже трансформация надстроек от многоярусной, на основе 4-х ногой фок-мачты, к башенподобной. Но тут уже и оступление от "канонов" - транцевая корма и наклонные трубы, тогда как у итальянцев исключительно крейсерская корма и трубы только вертикальные. Тут при желании можно усмотреть и французское влияние. Можно упомянуть ещё и крейсера проектов 68К и 68бис, - это уже собственный стиль сложившийся не без влияния итальянцев. Надстройка 68К чем-то похожа на надстройку модернизированных линкоров типа "Андреа Дориа". Но если советский проект по большей части самобытен, то шведские крейсера типа "Тре Кронур", это итальянский прокт фирмы CRDA. Что интересно, в изначальном проекте дымовые трубы были тоже прямыми, но шведы переработав проект применили наклонные трубы, чем сделали свои корабли очень похожими на советские. Носовая надстройка типично итальянская позднего периода.
"Тренто" после вступления в строй уже несёт все характерные особенности стиля
Оба крейсера после модернизации получили ещё 2 опоры фок-мачт и обросли ярусами мостиков
"Фиуме" и "Зара" - так сказать иконы стиля
Представитель кондотьери 1-й серии - "Бартоломео Коллеони" - очень высокая надстройка за счет размещения в ней самолётного ангара
Корабли с архитектурой переходного типа "Диац" и "Больцано"
Новый стиль - башнеподобная надстройка на "Муцио Аттендоло" и "Эудженио ди Савойя
Модернизированные линкоры "Кавур" и "Андреа Дориа"
"Джузеппе Гарибальди" - надстройки сосредоточены ближе к центру корабля за счёт выноса катапульты, которых теперь две, к бортам.
Вершина итальянского военного кораблестроения - линкор "Витторио Венето"
Обрубленная надстройка на "капитани романи" (здесь "Шипьоне Африкано) - портит весь вид этих безусловно изящных кораблей
Иностранные ветви итальянской корабельной архтектуры: аргентинский "Альмиранте Браун"
Советский "Киров"
Шведский "Тре Кронур"