Как Беларусь включилась в перевооружение украинской армии 02.04.2015 16:33:10 Украинские СМИ гордятся тем, что Украина не одинока в своем противостоянии "имперской Москве". Ниже предлагается достаточно объемный и фактурный материал одного из украинских изданий, в котором приводятся примеры того, какую военно-техническую поддержку из Белоруссии получает режим на Украине. Материал дискуссионный, тем более интересно будет услышть белорусскую точку зрения. *** Ближайший союзник России активно помогает утилизировать российских наёмников на Донбассе. Или как Беларусь включилась в перевооружение украинской армии. [Spoiler (click to open)]
То, что для Республики Беларусь не выгоден крах «проекта Украина» говорилось не раз. Да и я в том числе акцентировал внимание на особенностях поведения президента Лукашенко в 2013 году и позднее. Развитие событий после победы Майдана ещё больше проявили стремление официального Минска оказать посильную помощь новой Киевской власти. Особенно после того, как Путин начал реализацию силовой сценария. Начиная от аннексии Крыма, «русской весны» и заканчивая фактически полномасштабными военными действиями. Именно война на Донбассе проявила истинное видение Лукашенко желаемого баланса сил в регионе. Торговлю с обеими сторонами можно списать на экономические интересы Беларуси. Как никак, при выборе между первым и вторым по объемам внешнеэкономическим партнёром хочется сохранить обоих. Но поставки техники двойного назначения, или же просто вооружения - политика совсем другого рода. Поэтому заявление президента Беларуси о том, что «без американцев в Украине невозможна никакая стабильность…. если американцы хотят, чтобы здесь был мир и стабильность, они немедленно должны подключиться к этому процессу»1 не стали шоком. Да, неожиданно. Но не сам факт, а прямолинейность его подачи и то, что из всего двухчасового интервью именно эта фраза начала рекламироваться пресс-службой президента Беларуси. Лукашенко за долгую историю «интеграции» с Российской Федерацией прекрасно понимает всю опасность, которую представляет из себя союзник. И как только в Кремле начали поднимать ставки в борьбе за сферы влияния, в Минске поняли - Беларусь будет следующей. Особенно в случае поражения Украины. Тогда Кремлёвские властители уже не скрывая целей, приступят к реанимации СССР (или Российской Империи). В таком формате у Лукашенко есть два варианта: либо стать губернатором края (пусть и с сохранением названия «президент») или исчезнуть. При благоприятном исходе - просто из политики. Но даже, если Россия проиграет. Но проиграет «достойно» опасность сохраняется. В таком случае Кремлю жизненно необходима внешнеполитическая победа. Это уже вопрос внутрироссийской политики. Идеальная мишень - Лукашенко. Старый «союзник», но со своими амбициями и не самым лучшим реноме. Тогда сценарий «управляемого майдана» выглядит привлекательно для Кремля. На фоне широких протество в Беларуси к власти приходит более демократичный и более сговорчивый лидер. Граждане РФ убедятся, что их страна способна и «дирижировать майданом» и «отстаивать интересы Великой России» в регионе. Такой вариант развития событий не просто вероятен. Лукашенко уже подставлял плечо президенту РФ. В 1996 году. Тогда «мощный виток интеграции» случился на фоне поражения в Чеченской кампании. И заключение «исторического союзного договора» перед выборами продемонстрировала жителям России способность правящей элиты удержать ситуацию под контролем. Таким образом Лукашенко, кроме выгод успеха Украины, ощутил и опасность. Причём не только для Беларуси, но и для себя лично. Последнее чрезвычайно важно, учитывая характер «уже не последнего диктатора Европы». Что делать? Естественно, помочь Украине. И, что занимательно, пока Западные союзники Киева обсуждают форматы помощи, Минск действует. Да, торгуя. Да, за деньги. Но извините, тот же КРАЗ уже год ждёт от союзников двигатели для промышленного выпуска броневиков. А в ЕС всё думают: стоит ли так дразнить Россию. Это так, лирическое отступление. А дальше голые факты. Которые обошли вниманием журналисты и «диванные стратеги» (как в Беларуси, так и в Украине). Естественно, то, что написано ниже известно специалистам. И, надеюсь меня простят за то, что собрал данные в один текст. Они взяты исключительно из открытых источников. Ты помнишь как всё начиналось… Или братское плечо в нужный момент Вспомните начало Крымского кризиса. Выступая с трибуны Верхновной Рады премьер Яценюк заявил, что счета казначейства пусты2. Сумма, которая в долларовом выражении не превышает 0,5 млн. выглядит статистической ошибкой для 40-миллионного государства. На этом фоне появляются зелёные человечки. Необходимо каким-то образом противостоять. Как минимум вывести войска. Но вот беда - 60% украинского рынка нефтепродуктов принадлежит Беларуси. Над этим Лукашенко работал с 2007 года. И надо сказать успешно - 5 из 7 украинских НПЗ фактически банкроты. На остальных глубина переработки нефти находится на уровне технологий 80-х годов ХХ века. Напомню, что формально Беларусь и Россия, ещё до Таможенного союза создали «Союзное государство». И логично было бы ожидать от «союзника» поддержки Кремля. Что Лукашенко мог сделать. Достаточно было просто перейти на предоплату по поставкам бензина и дизтоплива. И всё, господа, вежливые люди стояли бы как минимум по Днепру. Но случается странное. Если посмотреть помесячную статистику внешней торговли, Беларусь наоборот увеличивает поставки топлива. При этом сама предлагает новому правительству в Киеве отсрочку платежа. Дальше было непризнание аннексии Крыма и активизация межгосударственных контактов. И кроме переговоров на высшем уровне, беларуские специалисты начали активные консультации с коллегами из украинского ВПК. На первом этапе цель была проста: за счёт активизации сотрудничества выступить посредником для Украинцев на российском рынке. А так же по возможности активизировать обмен технологиями. Беларуские делегации побывали в Киеве, Запорожье, Львове, Днепропетровске, Чернигове. В начале 2014 года на повестку дня ставился вопрос создания (либо активизация работы уже созданных) СП. Цель - создание предприятий с завершением производственной цепочки на территории Беларуси. Уже в апреле Лукашенко заявлял: «Нам надо модернизировать военно-воздушные силы, а какие ВВС могут быть без самолетов?…Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине»3. Первым был реанимирован Оршанский авиаремонтный завод. В 2012 году 57% его акций купило объединение «Мотор-Сич». В мае началась модернизация производственных площадей. И уже в октябре 2014 года Василий Чиркунов, заместитель генерального директора ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» отмечал «У завода появилась перспектива. У завода на сегодняшний день заключено достаточно большое количество контрактов, есть работа. У заводчан появилась уверенность в будущее»4. Причём работа идёт как над беларускими заказами, так и над восстановлением украинской техники. Начиная от повреждённых МИ-24 (с характерными для боевых действий повреждениями) и заканчивая созданием новых машин МИ-8МСБ. Парадокс, но о сборке двух первых экземпляров рассказали в Орше5. А уже на испытаниях вертолёт был представлен как «повністю український продукт»6. К авиационной технике вернёмся позже. Пока же стоит обозначить ещё несколько направлений. Среди одного из основных - создание бронированной техники. Беларусь имела свои наработки в этой области. В частности перспективная разработка бронированной диверсионной машины «Сталкер»7 для работы в тылу противника8 и лёгкая ББМ-3Т. Но запуск в большую серию, и тем более выход на внешние рынки тормозился восточным «союзником». Основная проблема - двигатели. В конце концов беларуские предприятия вынуждены были разработать собственные силовые установки. Тем более, что в отличие от Украины в стране есть и интеллектуальный потенциал и как минимум 2 крупных производителя двигателей. С другой стороны, все беларуские разработки - лёгкая техника с узкоспециализированной сферой задач. И Минск заинтересован в покупке технологий, либо совместном создании БТР, танков. О чём заявлялось еще в мае месяце. Более того, специалисты из «синеокой» изучали возможности украинских машин на испытательном полигоне9. Но в первую очередь Минск интересовала и интересует ракетная техника. Россия не спешит делиться своими наработками. Что логично. Для РФ выгоден формат существования беларуского ВПК как технологического придатка, неспособного самостоятельно разработать и ввести в серию новые типы вооружений. Особенно, если речь заходит о реактивных системах. Но такие технологии есть у Украины. И по состоянию на конец мая-начало июня 2014 года даже на берегах Днепра всерьёз рассматривался вопрос «сохранения российского рынка» для своих оборонных предприятий. Беларусь могла стать превосходным посредником. С этой целью только по официальным данным в Украину на протяжении 2014 года как минимум трижды приезжали внушительные делегации. С одной стороны оговаривались варианты обмена технологиями. Минск готов был поделиться наработками в области РЭБ и мобильными комплексами, обеспечивающими «невидимость техники или площадей». С другой велась работа «с персоналиями». По принципу - если нельзя получить чертёж, почему бы не переманить человека, способного его воссоздать. И поток беженцев, переселенцев создавал благоприятный фон. Таким образом, по состоянию на июнь 2014 года Республика Беларусь предлагала Украине глубокую интеграцию и обмен наработками в области ВПК. Что было выгодно обоим сторонам: беларуские и украинские военные разработки прекрасно дополняли друг друга. Типичный пример - ПТРК «Скиф»10. Естественно, что сейчас его называют украинским. Но это совместная разработка с ОКБ «Пеленг». Ракета - украинская. Комплекс наведения, оптика и ПО - беларуские. Подобное сотрудничество, естественно, давало толчок в развитии ВПК обеих стран. А так же позволяло выйти на внешние рынки с принципиально новыми образцами вооружений. И, что важно, разработанными независимо от России. Про рынок восточного соседа на тот момент так же не забывали. Беларусь не отказывалась от тесного сотрудничества с российской «оборонкой». Украинцы получали возможность (пусть и через посредника) сохранить свои позиции в регионе. Но кризис диктует свои правила. Активизация боевых действий и переход их в категорию полномасштабной войны заставил внести коррективы в эти планы. В Минске вновь оказались перед выбором. На этом этапе помощь Украине уже носила бы явно военный характер. И выбор был сделан. Сказав А надо говорить и Б Сразу хочу оговориться. Не в правилах Минска отказываться от выгод сотрудничества. Страна примеряет на себя функционал «государства-посредника». В политике, экономике, технологиях. Не самый худший функционал. Тем более, что в регионе других государств, которые бы так явно обозначили своё видение развития хотя бы на 20 лет не наблюдается. Поэтому ожидать от Лукашенко отказа от сотрудничества с РФ наивно. Даже в условиях войны. Но то, что Минск начал на практике восстанавливать боеспособность украинской армии, думаю, стало неприятным сюрпризом для Кремля. Почему такие формулировки? Причины стоит искать в открытых источниках. А именно в сравнении платёжного баланса стран и статистике по деятельности отдельных предприятий. То, что в Украине кризис не говорит только ленивый. И, что естественно, наблюдается спад во внешней торговле. Особенно в графе «поставки в Украину». И тут Республика Беларусь выглядит «белой вороной». Она не только сохранила объёмы своего экспорта, но и нарастила их даже на фоне валютного кризиса. На первый взгляд всё просто - Беларусь начала больше продавать бензина и дизтоплива. Справедливо. Это 70% поставок в Украину (в стоимостном выражении). Но это не компенсирует катастрофического обвала в других отраслях. Например, за 2014 год. украинцы купили грузовых автомобилей в 2,5 раза меньше, чем в 2013 году: падение с 54,7 млн. долларов до 21 млн. Сумма за реализацию тракторов уменьшилась со 102 млн. до 42,1 млн. По бытовой технике ситуация ещё более удручающая. Но есть и точки роста. Причём в областях, которые по своим объёмам относились к категории «остальное» при анализе торговли. Двигатели и автотехника Украинскому читателю известно, что страна хоть и большая, но не имеет своего производства двигателей для автотранспорта. В том числе и для бронированных машин. Первые поставки в ВСУ и НГ осуществлялись за счёт «старых запасов». Но уже к середине лета возникла проблема: своих двигателей нет. Россия, естественно, не продаёт. А западные союзники «обсуждают вопросы» поставки силовых установок. И опасаются, что таковые будут использованы для создания вооружений. Такие «опасения и раздумья», к слову продолжаются до сих пор11. Вот ответ «диванным стратегам» из Украины почему тот же КРАЗ не завалил части своими машинами. И почему Украина покупала британские броневики. Последние были с движками, контракт включал ремкомплект и завод по ремонту. На основе последнего, кстати, можно в перспективе создать своё производство. Но это планы. А солдатам необходимо было на чём то ездить. И тут обратим внимание на структуру беларуских поставок. В 2014 году двигатели из Беларуси составили 15% в общих объёмах украинского импорта. Общие объёмы поставок силовых установок выросли с 5,67 млн. долларов (в 2013 году) до 5,85 млн. При этом основной рост наблюдался в графе «другие»: 1,67 млн против 1,1 млн. В эту категорию относятся двигатели для специальной техники. В том числе и военной. То же самое наблюдается в категории детали и части двигателей. Вновь раздел «другие». И сумма поставок в 2,84 миллиона. Что в 2 раза больше чем за 2013 год. Дольше-больше. Помните рассказы волонтёров о украденных аккумуляторах с БТР. Как стоявших на складах частей. Так, естественно и на «долгосрочном хранении». Откуда они взялись? В том числе из Беларуси. Начиная с июня и до конца года границу пересекли (только официально) АКБ на сумму 124,6 тыс. долларов. Примечательно, что в 2013 году эта категория товаров не поставлялась вообще. Электродвигатели и электросиловые установки. Это в том числе и то, что крутит башню БТР и танка. Таковых в 2014 году в Украину продано на сумму 2,19 миллионов. Учитывая суммарные объёмы поставок за 2013 год в аж целых 16 тысяч долларов рост более чем внушительный. Таким образом, можно утверждать, что значительная часть техники, которую президент Украины торжественно передавал военным имело внутри «беларуский пламенный мотор». В том числе и известные всем «ПИОНЫ», Точки-У. Шасси для этих артиллерийских установок на сегодня в состоянии производить только одно предприятие - Минский завод колёсных тягачей. Немногочисленные беларусы, которые продолжали ездить на автомобиле в Киев отмечали, что всё лето в тёмное время суток по направлению к украинской границе небольшими группами ехали большие автомобили специфического внешнего вида. Увы, структура поставок МЗКТ, особенно военных, находится под грифом секретно. Но зато не является секретом статистика по деятельности Открытых акционерных обществ на сайте Минфина Беларуси12. Увы, пока данные доступны лишь за 3 квартала 2014 года. Но и этого достаточно. В условиях обвала российского рынка и паузы в закупках тягачей для «Тополей» МЗКТ демонстрирует удивительную эффективность. Чистая прибыль предприятия за 3 квартал 2014 года превышает суммарную прибыль за весь 2013 год. А в Украине техника на минском шасси поступает на фронт. Увы, с маркетологами МЗКТ не разговаривал. Поэтому на всякий случай скажу - совпадение, господа. Не совпадением является другое. Минский автомобильный завод активно продаёт грузовики Нацгвардии Украины. Причём в объёмах, превышающих поставки с КРАЗа. В июле 2014 российские СМИ взорвала новость о 44-х новых грузовиках у «украинских карателей». Проходит три месяца и НГ заключает новый контракт на ещё 27 автомобилей и спецтехнику - прицепы для транспортировки бронетехники13. Те самые, которые производит упомянутый выше МЗКТ. Кстати, беларуские производители учли специфику сотрудничества с российскими партнёрами. Летом МЗКТ представило гражданские версии тягачей с 490-сильным мотором ММЗ-WP12.460E5. А через месяц в Абу-Даби выставило военные многоцелевые шасси. В которых использована подвеска и АКПП собственной разработки14. Авиатехника Война идёт не только на земле. Справедливо и в разрезе беларуско-украинского военного сотрудничества. Долгая работа украинских элит по развалу собственных ВС и ВПК привела к тому, что в стране катастрофически не хватает кадров и мощностей для восстановления (не говоря уже о создании) техники. В том числе авиационной. АН - всё же имеет свою нишу, которая мало пересекается со штурмовой и истребительной авиацией. Но технологии модернизации и сборки двигателей есть в Беларуси. В частности на 558 авиаремонтном предприятии из Барановичей. С началом украинского кризиса на заводе объявили о возобновлении проекта модернизации самолётов СУ-27 и МИГ-2915. Кроме работы с силовыми установками модернизируется система управления огнём и обнаружения целей. Что позволяет чрезвычайно эффективно работать и по наземным объектам. С 2010 по 2014 гг. для иностранных заказчиков были модернизированы 4 МИГ 29 и 10 СУ-27. Украина, естественно, имеет свои авиаремонтные мощности. Но количество заказов на том же львовском авиаремонтром заводе исчислялось единицами. В случае войны главное скорость работ и качество. А дальше просто факт или «совпадения». В декабре 2014 и январе 2015 украинские СМИ сообщали о передаче армии восстановленных самолётов МИГ-29. Это парадоксальным образом совпало с сообщением руководства 558 АРЗ о том, что тот в 2014 году за 66 млн. долларов «ремонтировал для иностранных заказчиков МиГ-29»16. Это, заметим, кроме беларуских заказов. Ремонт для ВВС России беларуские СМИ не скрывают под термином «иностранные». Возможно, это лишь допущение автора. А временные совпадения - действительно совпадения. Но есть ещё два факта. Они содержатся в открытом доступе. Статистика по торговле товарами и услугами. И вот, странно, Република Беларусь оказала Украине услуг «по ремонту» в 2,4 раза больше, чем в 2013 году. Сумма контрактов - 11 млн. долларов17. Сюда же можно добавить часть из 3,4 млн. за компьютерные и информационные услуги (перепрограммирование и модернизация систем наведения относится к данной категории) и часть из 98 миллионов долларов «деловых» услуг. Посредничество при покупке техники и комплектующих - одна из составляющих данной категории. И, наконец, торговый баланс. Беларусь в кои то веки начала продавать Украине «летательные аппараты» и части к ним. За 2014 год сумма завершённых контрактов превысила 5 млн. долларов. А за первый квартал 2015 - уже 3,997 миллиона. Для справки - объемы поставки по этой категории в 2013 г - 12 тысяч долларов США. Идём далее. Категория «радиолокационные и радионавигационные устройства» - рост объёмов поставок в 2 раза по сравнению с 2013 г. Правда, тут в большинстве своём это аппаратура дистанционного управления. И эта графа, как и летательные аппараты возможно означает ещё одно направление. Беларусь - один из региональных лидеров по разработке и производству беспилотных летательных аппаратов. Тот же 558 завод производит и продаёт (в том числе на внешние рынки) БЛПА «Гриф-1». А в 2014 представил ещё две новинки. Комплекс бортовой аппаратуры индивидуальной радиотехнической защиты «Сателлит», позволяющий защищать летательные аппараты всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием, а также носитель авиационных средств поражения НАСП Модуль-А. Если аналогичная техника «украинской разработки» будет в ближайшие месяцы представлена президентом Порошенко - особо не удивлюсь. Ну и чтобы завершить авиационную тематику поговорим о турбовинтовых и турбореактивных двигателях. Эти товары уже Украина продавала Беларуси. Сумма контрактов - 12,39 млн. долларов. Для сравнения в 2013 году - 122 тысячи. Естественно, что основным покупателем выступал оршанский актив «Мотор Сич». Там производится ремонт и восстановления в том числе пострадавшей на Донбассе техники. Причём без особой маскировки. Корреспондент одного из независимых интернет-порталов не только побывал на предприятии, но и сфотографировал МИ-24 с характерными повреждениями и тактическим знаком ВВС Украины на борту. Хотя, это тоже совпадение. Для российских читателей. Вертолёт заблудился. И упал. А сердешные беларусы решили его восстановить - грех добру пропадать! Кстати вертолётов блудит столько, что тот же 558 завод объявил о планах отремонтировать и восстановить «14 МиГ-29 (УБ) и девять Ми-24 в интересах иностранных заказчиков». То есть заняться ремонтом и вертолётов - на стапелях в Орше уже места не хватает. Кроме того тот завод более разумно использовать для производства новой «полностью украинской» техники. А теперь поговорим о солдатах Чем может действительно гордиться Республика Беларусь - так это наработками в области оптики. В том числе прицелами и системами наведения. Даже попав под санкции, беларуский ВПК сумел найти обходной манёвр, разпределив предприятия по разным холдингам. В результате многие страны НАТО (да и морпехи США) имеют на вооружение колиматорные прицелы, сделанные в славном городе Волковыск. Что логично. Компания Pulsar имеет регистрацию в Техасе. А так же в Литве и НКР (как Юкон). А вот стёклышки льют в Беларуси. И для разных рынков вешают свои шильдочки «зроблено в…». Но даже без Пульсара в состав Военно-промышленного комитета Беларуси входят как минимум 5 предприятий, специализирующихся на оптике и системах наведения. Естественно, что такая конкуренция разработчиков гарантирует успех. О ПТРК «Скиф» уже говорили. И тут интересная особенность. В конце 2014 года усовершенствованная его модель начала поставляться в части. Но поскольку система наведения и управления разработанна и производится только в Минске, без помощи Беларуси такое перевооружение невозможно в принципе. Увы, я не располагаю информацией каким образом эта помощь проходит: в виде передачи технологий или поставки готовых блоков. Но то, что она есть - несомненно. Но вернёмся к оптике. За 2014 год только по официальным каналам Украина купила в Беларуси биноклей, монокуляров и тепловизоров на 1,7 миллиона долларов. (в 2013 - на 184 тысячи). Ещё на миллион докупило прицелов. И это, заметьте, без учёта «волонёрских тропок». Если добавить к категории дальномеры, устройства на жидких кристаллах (это мониторы того же СКИФ, экраны прицельных устройств в БТР-4 и т. д.) на сумму более 1,1 миллиона, получается внушительный джентельменский комплект. Кстати, если анализировать поставки за 1 квартал 2015 года - тенденция к росту сохраняется. Таким образом пока западные союзники Украины думали вооружать ли Киев в войне с Россией, «союзник» России помогал новой украинской власти в благородном деле уменьшения количества «российских туристов» на части Донецкой и Луганской областей. Причём суммы этой помощи измеряются десятками (если не сотнями) миллионов долларов. Внушительно, учитывая размеры самой Республики Беларусь. С другой стороны это лишнее свидетельство того, что Лукашенко всерьёз ставит на успех «проекта Украина». Как и свидетельство того, что в Кремле задумываются о смене власти в Минске. Уж очень странный «союзник» получается. 1http://president.gov.by/ru/news_ru/view/intervjju-mediaxoldingu-blumberg-11120/ 2http://korrespondent.net/ukraine/politics/3312257-hosudarstvennaia-kazna-pusta-na-edynom-kaznacheiskom-schetu-43-myllyona-hryven-yatsenuik 3http://ria.ru/world/20140402/1002254099.html 4http://www.ctv.by/modernizaciya-orshanskogo-aviaremontnogo-zavoda-prohodit-uspeshno 5http://people.onliner.by/2013/09/14/oaz 6http://www.gorod.cn.ua/news/foto-i-video/54013-vertolit-mi-8-msb-viprobovuvali-u-nebi-chernigivshini-video.html 7http://minotor-service.by/catalogue/develop/?rubric=5 8https://www.youtube.com/watch?v=bsb1Bsc991w 9http://armstrade.org/includes/periodics/news/2014/0609/111024247/detail.shtml 10http://eizvestia.com/armiya/full/716-protivotankovyj-raketnyj-kompleks-skif https://www.youtube.com/watch?v=ZCBPomuF7rk 11http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=32949 12http://www.minfin.gov.by/securities_department/results/results_OAO/ 13http://www.military-informant.com/news/7403-natsgvardiya-ukrainy-vnov-zakupila-belorusskie-gruzoviki-maz.html 14http://auto.onliner.by/2015/02/25/volat-4 15http://www.aviaport.ru/digest/2014/02/11/274378.html 16http://naviny.by/rubrics/economic/2015/01/31/ic_news_113_453330/ 17http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2014/zd/ztpu_es/kr_ztpu_04_14.zip