Ну вот. Наконец отоспалась, собрала мысли и впечатления в кучку, теперь напишу о том, что я увидела и услышала в ходе голосования 4 марта.
С восьми часов утра начинаем объезжать избирательные участки. Голосование проходит спокойно. Есть, конечно, прецеденты, когда помещения участков слишком маленькие и из-за тесноты и образовавшейся очереди, люди разворачиваются и уходят домой, так и не проголосовав. Но в основном, все в пределах нормы.
Первое серьезное нарушение - УИК №444, расположенный в школе №61. Здесь без решения суда удалили члена комиссии с правом решающего голоса. Приезжаем. С трудом добираемся до двери образовательного учреждения. Ступеньки жутко скользкие, ноги разъезжаются сами собой. Пытаюсь найти председателя комиссии. Мне объясняют, что женщина сначала занималась с человеком, который совсем недавно свалился со скользких ступенек и разбил себе голову, а теперь уехала в суд по поводу удаленного члена комиссии.
Ближе к обеду звонят знакомые и рассказывают, что на избирательный участок, расположенный в Ахшарумовском роддоме, не пускают наблюдателей и члена комиссии с правом совещательного голоса от эсеров. Приезжаю. В кабинете Леонида Огуля столпотворение и скандал. Оказалось, что с 1 марта в медучреждении объявили карантин. Не знаю, правда, по какому заболеванию, вроде бы вспышка гриппа и ОРВИ уже прошла. Ну да бог и ними. Объявили и объявили. Спрашиваю у председателя УИК, находятся ли на участке наблюдатели от других партий. Отвечает, что находятся. Тогда второй вопрос: «Получается вы у них заранее взяли на анализ кровь и мочу?». Здесь небольшое отступление. Наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса партии и кандидаты выставляют в день голосования. И до выборов УИК не знает, что это будут за люди. Тем не менее председатель, комиссии ничуть не смутившись, ответила: «Да, конечно. Анализы мы взяли». Такое заявление вызвало дружный смех всех присутствующих. После долгих препирательств наблюдателей пообещали пропустить.
Едем дальше. Медакадемия. УИК № 396. Нам на встречу вскакивает дама внушительных размеров, требует прекратить съемку и пытается своим телом закрыть камеру. Не вышло. Председатель Касабова Ирина Марковна требует мое удостоверение, а после этого заявляет, что не отдаст корочку до тех пор пока я не предоставлю ей мифическую аккредитацию и не покажу что конкретно мы сняли.
Объясняю, что аккредитация не нужна, что председатель препятствует законной деятельности журналиста. Что мы не обязаны ей показывать отснятый материал. Тогда женщина начинает настойчиво просить нас покинуть помещение, а после отказа обижено заявляет, что обратиться в ТИК, где меня проверят. Потом нам предъявили и вовсе абсурдные требования - сообщить номер мобильного телефона и домашний адрес. После долгих препирательств и вмешательства сотрудника полиции удостоверение мне все-таки отдали.
Следующий пункт - медколледж. УИК №500. Председатель Абубекерова Ксения Александровна. Все по схеме. Требование прекратить съемку на том основании, что их уже и так снимают вебкамеры. Отказались. Тогда председатель заявила, что сейчас вызовет «начальника службы безопасности». Через несколько минут на участке нарисовывается молодой бритоголовый парень крепкого телосложения, который начинает орать на председателя: «Выкинь их от сюда, прекрати съемку». Ксения Александровна тут же начала кричать сотруднику полиции, чтобы он нас вывел с участка. К чести полицейского, он не стал выполнять незаконных требований дикой председательницы. Но мы на всякий случай вызвали дополнительный наряд полиции, потому что бритоголовый какое-то время караулил возле выхода.
Время близилось к восьми, поэтому мы решили перемещаться на участок, где собирались наблюдать за подсчетом голосов. Выбор мой пал на УИК№ 469, расположенный в Главном корпусе АГТУ…