О китайской «культурной революции»

Aug 21, 2009 13:53

Говорят об августе 1991 г.: миллионы членов КПСС растворились, никто не вышел на защиту социализма и собственной партии. А вот и в Пекине, всего через 17 лет после прихода коммунистов к власти парткомы настолько утратили лидерские качества и поддержку масс, что их голыми руками разогнали первокурсники. Разумеется, это движение должно было базироваться на глубоком социальном недовольстве:
В центре всех этих жалоб, доносов и обвинений висело заключение <революционной группы расследования>, которая поработала в столовой для профессоров и кадровых работников университета.
<Наши профессора и начальство из черной банды,- начиналось заключение,- каждый день имели выбор из ста блюд феодальной кухни, которую они лицемерно называли <национальной>...> Далее перечислялось число свиных и говяжьих туш, съеденных в профессорской столовой за прошлый месяц и за прошлый год,- число немалое, несколько сотен, тысячи кур и уток, сотни литров масла, десятки тысяч яиц.
Истощенные, бледные лица студентов искажались гневом. Переспрашивая друг друга, они лихорадочно записывали эти кричащие цифры. Толпа гудела от возмущения.
На одном из листов была изложена жалоба на <кровавое преступление>. Речь шла о самоубийстве юноши, приехавшего из деревни, которого отчислили за неуспеваемость.
85
И далее, смена власти в первую очередь отразилась на университетской столовой, истощенные студенты и упитанные профессора поменялись местами:
Я смотрел на происходящее как на сцену шабаша в театре, не отдавая себе отчета в реальности происходящего. Впрочем, деятельность по перевоспитанию «уродов и чудовищ» не мешала «молодым революционерам» энергично набивать рты рисом, вычищать лапшу из мисок и стучать черпаками по суповым пиалам.
«Культурная революция» с близкого расстояния. (Записки очевидца)
http://community.livejournal.com/znanie_vlast/90116.html

Такое естественное человеческое желание: слаще есть и дольше спать. Подвержены ему и старые партийцы и «молодые революционеры». Понятие о социальной справедливости и равенстве (вроде бы начертанное на партийных знаменах), вступает в противоречие с понятием о заслуженном вознаграждении за былые заслуги.
Хуже всего то, что это вознаграждение проводится по старым принципам - через близость к гос. кормушке. Парткомы, слившись с госаппаратом, разлагаются как классовые пролетарские организации и укрепляются как бюрократические. Тот же процесс по другому проходит на самом верху - партийный лидер становится национальным, ощущает великодержавные позывы и наполеоновский зуд грандиозных планов.
Запускается стандартный механизм падения: авантюризм и амбиции приводят к ошибкам, страх расплаты - к обострению смертельной политической борьбы, недовольство масс канализируется против разложившейся «старой гвардии» (а той и крыть нечем), в результате демонтируются остатки институтов диктатуры пролетариата и заменяются тиранией, первоначально демократической/демагогической (в отличии от диктатуры класса, означающей демократию при гегемонии этого класса, тирания означает персональную власть тирана).
Справедливости ради, Мао ухватил самую суть - советский путь ведет к ревизионизму, буржуазному перерождению и измене. Но его опора на люмпенизированную учащуюся молодежь тоже не спасла.

классовое сознание, сталинизм

Previous post Next post
Up