Улица 1905 года. Часть 2

Mar 12, 2021 17:00


3 декабря 2018 года

Фотопроект «Город на память». 416Б. Улица 1905 года

История завода «Лакокраска» началась в XIX веке с основания Николаем Мамонтовым сургучной фабрики, которая перейдёт к его сыновьям и переедет из Сыромятников за Пресненскую заставу, на место бывшей сальной фабрики. В советские годы фабрика несколько раз поменяет название - Пресненский завод лаков и красок, завод «Краснопресненский» при Наркомате химической промышленности, Государственный Краснопресненский лакокрасочный завод. «Лакокраска» выпускала около 400 наименований продукции - спиртовых, масляных и изоляционных лаков для электропромышленности, эмалевых красок, сургучей и смолок.





Завод «Лакокраска». 1928-1940 гг.: https://pastvu.com/p/682753

В настоящий момент производство выведено в Бирюлёво, а на территории будет реализован проект Культурно-делового квартала Lucky+ с сохранением некоторых исторических корпусов и постройкой современных зданий. Современный адрес: 2-я Звенигородская улица, 12.

Завод «Лакокраска», вид со стороны 2-й Звенигородской улицы. 1925 год: https://pastvu.com/p/359586

Завод «Лакокраска». 1958 год: https://pastvu.com/p/359582  Строения на передней части снимка снесены в 2018 году.































Чуть поодаль (2-я Звенигородская улица, 13) находится ещё одно предприятие на стадии редевелопмента - «Пресненский машиностроительный завод», бывшие заводские корпуса сдаются в аренду под склады, офисы, мастерские.





В промзону № 4 «Звенигородское шоссе» входили также авторемонтные предприятия, таксомоторный парк, Экспериментальный механический завод, хлебозавод № 16. После закрытия хлебозавода несколько лет в здании размещался концертный клуб HLEB.



На фото: Юрий Шевчук, группа «ОтЗвуки Му», Артемий Троицкий, Борис Немцов, Евгения Чирикова в клубе HLEB.







Осенью 2018 года снесены здания и дымовая труба хлебозавода под застройку территории жильём, а Торговый центр «Электроника на Пресне» уже давно занимает площади Авторемонтного завода № 3.



Пресненская застава. Воскресный мясной торг. 1913 год: https://pastvu.com/p/662021



Бывшая Пресненская застава

Строительство метро. 1970 год: https://pastvu.com/p/59170 На снимке в левом углу завод «Лакокраска» и стадион «Труд». Строительство метро ведётся открытым способом, глубина заложения 11 метров.



Станция открыта 30 декабря 1972 года (подарок горожанам к Новому году!) в составе участка «Баррикадная» - «Октябрьское Поле», она построена по типовому проекту архитекторов Р.Погребного и Г.Суворова. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором «коелга» и украшены фризом и металлическими вставками с изображениями цифр «1905» и факелов из анодированного алюминия. В 1991 году станцию предлагалось переименовать (в рамках кампании борьбы с советской топонимикой) в «Трёхгорку».











На самом деле метро пришло на Пресню гораздо раньше - в 1954 году, когда открылось электродепо «Красная Пресня» (ТЧ-4), облуживающее Кольцевую линию. С вводом в эксплуатацию участка Таганско-Краснопресненской линии с ней тоже было построено однопутное соединение. Электродепо обслуживает поезда типа «Русич».









Министр культуры Владимир Мединский, футболист Денис Глушаков, актриса Яна Чурикова в электродепо «Красная Пресня»









Единственный сохранившийся вагон типа «И» 81-715.2 № 10004 планируется восстановить для музея вагонов Московского метрополитена. Предполагалось, что такие вагоны заменят тип «Е», но испытания опытных образцов в 1977 году были признаны неудачными.







Напротив электродепо находился один из старейших хлебозаводов - № 5, хотя он и закрыт, но самый старый корпус не снесён, в нём разместятся сервисные службы для жильцов нового жилого комплекса. Фасад выкрашен так, как он выглядел в тридцатые годы.



Площадь перед метро трудно представить без монументальной композиции, посвящённой героям революции 1905-1907 годов. Сцена сражения рабочих, созданная коллективом архитекторов и скульпторов В.Фурсова, М.Константинова, А.Половинкина, О.Иконникова, В.Фёдорова, появилась здесь в 1981 году. В наши дни здесь иногда проходят митинги, организованные Коммунистической партией.







Старые дома на Краснопресненской заставе. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/8774 - На снимке выше - современный вид этого места.

Улица 1905 года. 1962 год: https://pastvu.com/p/820651 Оглянемся назад в пространстве и во времени: на снимке влево уходит улица Красная Пресня, вправо - Трёхгорный Вал, в правой части кадра позднее установят монумент и построят павильон метро, посередине откроется «Макдональдс».

Улица 1905 года. 1973-1975 гг.: https://pastvu.com/p/6105 В «стекляшке» между башнями в советские годы был популярный среди горожан и гостей столицы магазин «Колбасы», а в девяностые открылся не менее востребованный «КампоМос» - магазин первой в Москве частной мясоперерабатывающей компании, основанной испанской фирмой Campofrio и МПО «Мосмяспром».



Ретроснимки были сделаны из окон этого кирпичного жилого дома - улица 1905 года, 4 (1958).



Улица 1905 года выходит на финишную прямую в направлении Беговой улицы.



Улица 1905 года, 10 - здание Мострансагентства

Улица 1905 года. Вид в сторону Беговой. 1961 год: https://pastvu.com/p/689014 Спустя несколько лет ветхая застройка будет снесена, останутся пятиэтажки (кусочек одной из них виден слева на снимке), но к 2002 году и хрущёвки уступят место более современным семнадцатиэтажным домам серии П44Т.



Улица 1905 года. Вид со стороны Ваганьковского кладбища. 1967 год: https://pastvu.com/p/688911 На месте старых домов давным-давно разбит сквер, вместо хрущёвки - современная многоэтажка, в «стекляшке» кирпичного дома открыт сервисный центр «Московский транспорт», а дом 14с1 ждёт то ли сноса, то ли реконструкцию.



Улица 1905 года, 14с1 - жилой дом



Улица 1905 года, 25 - жилой дом

Улица 1905 года

Previous post Next post
Up