Apr 22, 2014 23:18
10 апреля
Датский королевский балет на сцене Мариинского-2
Фестиваль балета "Мариинский"
Труппа Датского балета нам практически не знакома. На моей памяти это первые гастроли. Тем приятнее знакомство. Старый, совсем неизвестный у нас балет Августа Бурнонвиля был представлен в переложении Николая Хюббе и Сореллы Энглунд, перенесшими действие в 1960-е годы, хорошо знакомые нам по классическому итальянскому кино.
Первый акт весь построен на пантомиме и драматическом действии. Танца как-то не хватает - но это вполне в традициях романтического балета (вспомним начальные акты "Сильфиды" или "Жизели"). Тем не менее, когда вдруг прыгает вверх шестерка мальчиков, тут начинаешь понимать, что и с танцем в Датском королевстве все в порядке. При этом стоит заметить, что осовремененная драматургия первого действия совершенно далека от нашего представления о драмбалете. Это, скорее, тонкий европейский театр, выстроенный на эффектности эпизода. Постановщики сделали великолепную мозаику из отдельных пантомимных сцен. Их очень много - глаза разбегаются. Они создают глубину очень небольшой сцене (Датский балет умудряется танцевать на маленьком пространстве), а там вдали еще по-настоящему плещется море. Вот это интерактивная декорация, не то что у нас! Александра Ло Сардо (Терезина) очень попала в роль, у нее хорошо получается молодая наивная девушка. Руки пластичные и умные, техника на должной высоте. Альбан Лендорф (Дженнаро) - великолепный танцовщик и в плане классического танца и в плане актерской игры.
Второй акт целиком танцевальный, действие происходит в подводном царстве. И тут декорация роскошна, при этом построена она преимущественно на игре света. Завораживает все разом - звуковое сопровождение в 3D (оказывается, и такое возможно в новом здании Мариинского), медленно опускающаяся на дно Терезина и танец морских существ, среди которых она оказывается. Замечательными руками обладает танцовщик Беньямин Буза, исполняющий роль Гольфо, морского духа. Он, собственно, и в целом хорош, но движения его рук - как мощные волны - завораживают (в унисон со светом и музыкой), от них не оторваться. Танец Терезины и Дженнаро становится классическим, выстроенным на мелкой технике и прыжках в духе "Сильфиды". Интересны сцены, когда поглощенная морем и окруженная русалками Терезина не узнает Дженнаро: это почти "Жизель" наоборот. Борьба Дженнаро с Гольфо слегка напоминает "Лебединое", но выстроена проще. А романтический пафос сопровождается легкой иронией: когда Дженнаро догадывается поцеловать подругу - и чары пропадают, Гольфо делает очень смешной жест досады. Соединение романтической красотищи с иронией - это и есть современное переосмысление классики. Весьма удачное.
Третий акт - танцы на свадьбе. Несколько пар солистов танцуют попарно, все вместе, все девочки, все мальчики и прочая и прочая. Терезина в этом акте смотрится профессионально, но довольно средне, а вот танец Лендорфа-Дженнаро достигает классического великолепия. Но особенно впечатляет, что, помимо солистов, рядом с ними на высочайшем уровне танцуют вторые солисты. Особенно хороша четверка мальчиков, в четверке девочек не без проблем, но синхрония тоже впечатляет. Единственная возможная здесь ложка дегтя - хореография па-де-де и вообще гран-па не поражает каскадом сложностей, как можно было бы ожидать - например, по хореографии "Сильфиды" в постановке Кобборга. Вполне все путем, но без запредельности. И когда влюбленная пара в финале выезжает на сцену на ретро-скутере, остается чувство слегка обманутого ожидания. Мы думали, что в последнем акте будет круче.
фестиваль балета,
мариинка,
Мариинский театр