1 июня
Гербовый зал Государственного Эрмитажа
Открытие фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»
Вот уже не первый раз фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» (за 27 лет превратившийся из скромного полустуденческого проекта в значительное событие светской жизни северной столицы) знакомит Россию с выдающимся американским вокалистом. Брайан Химмель, о котором автору уже приходилось писать, - один из самых интересных теноров нашей эпохи. В Петербурге и России он впервые. Его сольным концертом в этом году открывается фестиваль.
Химмель, как всегда, в отличной форме. Верхние ноты (включая верхнее «до») берет виртуозно и без видимых усилий. Держать же их готов сколько угодно - в «Nessun dorma», например. Украшения выпевает идеально - в концовке «Песенки герцога» из «Риголетто». Хотя лирический тенор и не совсем его амплуа (Рудольф из «Богемы», Вертер), но и это выходит у него ярко. Там же, где требуется тенор более брутальный (Ромео из оперы Гуно «Ромео и Джульетта» - очень сложная ария; Хозе или тот же упомянутый Калаф), он совсем на своем месте. На бис прозвучал еще и монолог Туридду из «Сельской чести» - как и остальная программа, без всяких дураков.
Однако если бы я впервые услышал Химмеля в Эрмитаже, я мог бы подумать, что тенор этот не так ярок, как о нем говорят. Потому что концерт имел ряд минусов.
Во-первых, это Гербовый зал Эрмитажа. Фестиваль традиционно открывается в Зимнем дворце - не в Эрмитажном театре, что было бы лучше с точки зрения звука, а прямо в парадных залах, что, наверное, предпочтительнее для организаторов с точки зрения рекламы и светских дефиле. В залах Эрмитажа звук по определению ужасен, и никакие микрофоны, похоже, не в состоянии с этим справиться. Даже в Президентской библиотеке звук много лучше.
Во-вторых, сольный концерт знаменитого певца разбавили выступлениями Марии Баянкиной - сопрано из Мариинского театра, несколько лет занимавшей отнюдь не звездную нишу (главные ее достижения - партия царицы Милитрисы в «Сказке о царе Салтане», а также партия Настасьи Филипповны в опере М.Вайнберга «Идиот»), но которую (похоже) в этом сезоне кто-то решил основательно «продвинуть». Серьезно «раскрутить» эту певицу все равно не получится, какие связи ни задействуй и какие деньги ни вкладывай, ибо у выпускницы Гнесинки практически отсутствует школа, да и вокальные данные не слишком подходят для «раскрутки». Ее звучание наверху либо разваливается, либо превращается в одно большое музыкальное пятно, в котором ноты не различимы. Эрмитажные залы еще более, чем Мариинка, выявляют эти проблемы. Да и с Химмелем, как он сам сказал, они впервые встретились прямо в день концерта, так что дуэты (из «Богемы» и застольную песню «Травиаты») толком отрепетировать не вышло.
В-третьих, оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова, сменивший в этом году традиционного в таких случаях Константина Орбеляна и его «Таврический» оркестр, не слишком справляется с аккомпанементом в столь немузыкальных залах. Приглушить, где нужно, звучание, дирижер не умеет - но и само звучание оркестра, как ни трудно догадаться, оставляет желать лучшего. Впрочем, могу понять: нет в Петербурге оркестров, которые можно было бы привлечь на такой концерт для подыгрыша солистам. Ни Мариинский оркестр, ни филармонические оркестры играть на таком концерте не будут. А все прочие оркестры примерно одного уровня. Вот разве что оркестр Титова попробовать?
Впрочем, как пишут в отзывах на диссертации, несмотря на все высказанные замечания, концерт безусловно хорош и войдет в историю музыкальной жизни России как первое выступление Брайана Химмеля в нашей стране, за что большое спасибо художественному руководителю фестиваля Марии Сафарьянц и всей ее команде.
Мария Сафарьянц в заключительном слове просила знаменитого певца поскорее приехать в Петербург вновь. Почему бы не позвать Химмеля в Мариинку на «Дона Карлоса», которого он поет феноменально, или на «Сицилийскую вечерню», которую все равно у нас некому петь?
Теперь я публикуюсь в Инстаграмме:
https://www.instagram.com/ponomarev_evg/ Заходите, подписывайтесь, комментируйте.