Греф на Гайдаровском форуме о либеральной реформе образования. Единство идей, людей, названия.

Jan 17, 2016 17:25

В последнее время в интернет-тусовке стала модной фраза "когнитивный диссонанс". Означает она "состояние психического дискомфорта , вызванное столкновением конфликтующих представлений". Не знаю как назвать противоположную ситуацию, когда наблюдается единство представлений - когнитивной гармонией? когнитивным резонансом? Как бы то ни было, но на прошедшем Гайдаровском форуме наблюдалось именно это - полное сочетания названия форума, персон, там выступавших, и идей, которые они продвигали.

Пожалуй, самым заметным для СМИ стало выступление главы Сбербанка Германа Оскаровича Грефа. Господин Греф не в первый раз выступает с предложениями очередных либеральных реформам, но в этот раз форма предложения заслонила содержание. Фраза про Россию, что "мы просто оказались в числе стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров" показалась настолько неприятной многим комментаторам, что они не обратили внимание на его другую фразу. К сожалению не удалось найти ее в виде полной цитаты, отечественные СМИ, как это часто у них бывает, просто перепечатывают друг у друга фразу:

"Чтобы исправить ситуацию, он призвал начинать с глубинной смены модели образования - от детсада до вуза, отказаться от "старой советской системы образования - напихивания детей колоссальным объемом информации""

Давайте подумаем, а что означает это предложение? Очевидно, объем информации, даваемой в процессе образования, предлагается уменьшить. Но при этом говорится о технологическом развитии, а его не может быть без увеличения объема знаний по профессиональной подготовке. Значит, "от детсада до вуза" будет уменьшено число занятий по "непрофильным темам". Зачем преподавать в техническом ВУЗе философию и политэкономию? Ни к чему доброму для Грефа и его единомышленников это не приведет - инженер, понимающий такие неприятные вещи как "изъятие прибавочной стоимости", может однажды потребовать прекратить "эксплуатацию человека человеком". Зачем слишком подробно преподавать в старшей школе историю? Вдруг дотошный старшеклассник заметит, что во времена ГУЛАГа и "сталинских палачей" страна вовсе не была "в числе стран-дауншифтеров"? Да и вообще срок обучения надо сократить - тем детям, которые будут инженерами-механиками, ни к чему биология и химия, а тем, кто станет врачами - ни к чему интегралы. Ну а тем, кто встанет к станку, сядет за руль грузовика - им вообще преподавать только устройство механизмов, которые они будут обслуживать. На старый вопрос "А как же определить кто из детей кем станет, к чему у них есть таланты" ответ будет простой: сын токаря и ткачихи может быть только токарем или ткачом, дочь врачей будет врачом, дети крестьян - крестьянами и т.д. Потому что управляющими, директорами, министрами будут дети управляющих, директоров и министров. Нынешним "элитам", всем этим грефам, улюкаевым, чубайсам и т.п. это понятно как дважды два.

А вот еще одно заявление Грефа: "Самый страшный наш экспорт, и самый большой наш экспорт, который надо остановить, - это "экспорт мозгов".". Вот тут у меня было возник тот самый "когнитивный диссонанс": ведь эти высококачественные мозги - они ведь созданы именно существующей системой образования? Но потом я понял - на самом деле грефам не требуются ни высокообразованные работники, ни технологическое развитие. Роль страны-дауншифтера, т.е. страны, власти которой имеют необходимый доход без особых усилий, их вполне устроит, главное чтобы народ в стойле не брыкался и не бузил. Ведь к нынешнему состоянию страну привели именно они.

либералы, Греф, реформа образования

Previous post Next post
Up